Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
Что объединяет анархистов, идейных хакеров, шифропанков и интеллигентных представителей экономической науки? Правильно, деньги! А точнее, их отсутствие. Во всяком случае, тех денег, что печатают власти разных стран через центральные банки. Финтолк объясняет, возможно ли в XXI веке обойтись без денег и без государства.
Содержание
Каждый день мы расплачиваемся в магазинах за покупки платежной картой или наличными и редко задаемся сложными философскими вопросами из серии: «А что в принципе делает наши деньги ценными?», «Что будет, если мы начнем расплачиваться как-то иначе?» или «Почему государства могут печатать деньги, а я свои собственные — нет?».
Между прочим, эти и другие вопросы давно не дают покоя разным анархистам и исследователям в сфере экономики. И если вы думали, что анархисты — это обязательно ребята с ирокезами, в кожаных куртках и со стаканом портвейна...
...то вы серьезно заблуждались. Современные анархисты — это в том числе всемирно известные политические философы, представители экономических школ, первоклассные разработчики и хакеры, математики и криптографы. Да и течений у анархизма немало.
Знаете ли вы, что в середине XIX века в США была так называемая эра свободных денег? В то время каждый штат, муниципалитет, магазин, церковь или даже отдельный гражданин могли печатать свои собственные доллары.
В наше время кому-то подобная ситуация покажется верхом безумия. Вот в России деньги печатает ЦБ, и это рубли.
В США эмиссией американского доллара занимается Федеральная резервная система. В Евросоюзе есть евро, в Японии — йена, а в Китае — юань. Но в эру свободных денег единой государственной валюты не было, и оказалось, что люди вполне свободно могут обмениваться теми деньгами, которые сами и печатают. Конечно, одни деньги ценились выше других, между ними была рыночная конкуренция. Примерно как конкуренция между двумя кафе, где вы покупаете свежую выпечку и кофе каждый день.
Впрочем, тогда не только деньги были «частными». Тогда государствам могли не принадлежать железные дороги, почтовые службы, целые армии — все то, что в XXI веке находится на 90 % под контролем властей. В любом случае именно в XIX веке зародился как политическое течение американский рыночный анархизм.
Идея этих «рыночников» крайне проста: правительство должно оставить граждан в покое, его роль должна быть минимальной, все должно быть в частном владении на праве собственности. А дальше, как говорится, рыночек порешает. Потому что предпринимателю выгодно улучшать качество товаров и услуг, снижать цены, бороться за сердца и кошельки обычных покупателей, ведь у него есть куча конкурентов — других таких же предпринимателей. А если государство монопольно захватило какую-то сферу экономики и теперь вместо бизнесменов услуги предоставляют бюрократы, они не будут бороться за каждого покупателя и улучшать качество услуг — все равно клиенту больше некуда обратиться.
На смену рыночным анархистам XIX века в XX столетии пришли либертарианцы и анархо-капиталисты (анкапы). Последние были настроены радикальнее и подтянули свою теорию анархизма. Основатель этого течения — экономист Мюррей Ротбард. Его работы в 80-е годы породили волну приватизации в США. Такой рыночный анархизм 2.0.
В России когда-то тоже были свои анархисты, но они пошли совсем другой дорогой.
Классики русской анархии — это Петр Кропоткин и Михаил Бакунин. Первый считается основным теоретиком такого направления, как анархо-коммунизм (анком). А всем известный атаман Нестор Махно называл Кропоткина своим учителем.
Основная идея анархо-коммунизма — создание общества, которое будет основано на принципах самоуправления и в котором не будет места частной собственности. Следовательно, такого явления, как товарно-денежные отношения, там нет. Совсем. Проще говоря, каждый может свободно пользоваться чем угодно, что произведено другими членами общества. А со слов самого Кропоткина, каждый может взять что угодно, что есть в изобилии, и ограниченную долю того, что нужно считать и делить.
Надо ли говорить о том, что анархо-коммунистическая теория столкнулась (и продолжает сталкиваться) с серьезной критикой, даже со стороны марксистов?
Рыночные анархисты и анкомы, по сути, согласны только в одном — в ненужности государства и власти.
Только левые анархисты убеждены, что наемный труд и предпринимательство — это разновидность угнетения. Вот если бы люди сознательно и ответственно трудились на благо общины и получали все, что нужно, в соответствии с потребностями...
Эдакий высокоморальный бартер: Петя занимается изготовлением мебели и делает ее для всех, кто нуждается, а остальные члены общества предоставляют Пете все остальное — еду, одежду, услуги здравоохранения. При этом в идеале отношений в формате «товар за деньги» нет.
Рыночные анархисты, наоборот, выступают за свободу предпринимательства и свободу договора. Даже если по договору найма сторона в виде работника добровольно соглашается не на восьмичасовой рабочий день, а, например, на десятичасовой, а за месяц получает не 100 000 рублей, а сумму меньше, чем МРОТ, то такой договор не является аморальным, поскольку стороны действовали добровольно. Рыночники думают, что работодатели не смогут бесконечно ухудшать условия труда работников, потому что на самом деле они вынуждены конкурировать с другими работодателями за хороших специалистов. Сманить специалистов можно не только высокой зарплатой, но и удобным офисом, хорошим коллективом, своевременным отпуском.
Есть экономические теории, которые пошли еще дальше анкапов и анкомов, предлагая более экстравагантные решения. Например, агористы или анархо-примитивисты.
Если вам не нравится цивилизация, технологии и вы бы предпочли бартер (например, менять шкуру животного на вкусные ягоды), вам к примитивистам.
Агористы — это такие ребята, которые выступают за свободный рынок (прямо как анкапы) и против государственной интервенции (тоже прямо как анкапы), но которые, в отличие от рыночных анархистов, считают, что, помимо экономики, есть еще и контрэкономика. И вот с ее помощью надо строить свободное общество!
Если очень коротко и просто, контрэкономика — это теневая экономика, то есть та, что находится вне зоны видимости государства. Главная идея в том, что если бы люди массово бойкотировали разные государственные запреты на мирные действия, мы бы достигли свободы и процветания. Короче, это более революционный вариант рыночного анархизма.
Если вы думаете, что противостояния между анархистами и государством в XXI веке нет, вы глубоко ошибаетесь. Оно переместилось в интернет, где в борьбе за неприкосновенность частной жизни сошлись хакеры, криптографы и шифропанки. Результатом этой борьбы стали, например, криптовалюты или мессенджеры с приватными переписками.
По сути, криптовалюта — это те же деньги, которыми мы пользуемся каждый день, но эти деньги (по крайней мере пока) государства не поставили под полный контроль. Изобрести собственную криптовалюту сейчас может любой, так что чем-то это походит на эру свободных денег.
«Анархистов часто путают с коммунистами и социалистами, хотя это все равно что "трактор" и "треугольник" — понятия абсолютно разные. Анархист может жить при любом экономическом строе, главное, любом НЕгосударственном. Ведь последний построен на насилии, и это всегда заканчивается плохо: налоги, сборы, инфляция как налог ни на что, кризисы… порождает тюрьмы, каторгу и войны. Экономические теории — это, конечно, хорошо, но есть еще практика, и она доказала одно: сколько ни пробовали "убить" частные деньги, они все одно возрождались. И это нормально, потому что никто не ест один и тот же вид хлеба за завтраком изо дня в день, а жизнь сильно шире классификаций».
Владимир Попов aka Menaskop, автор первой книги об ICO, соавтор первой книги про Web 3.0, соорганизатор DAO Synergis. Анархист с 1998 года.
А что вы думаете по поводу анархизма, экономики и криптовалют? Напишите в комментариях!