Нескучно о финансах. Подпишись на наш Telegram-канал

«Аватар» проплывает мимо: как быстро кинотеатры закроются без голливудских премьер

 Обновлено 
4018
«Аватар» проплывает мимо: как быстро кинотеатры закроются без голливудских премьер
telegram
Не хотим вас терять! Подписывайтесь на нас в Телеграм-канале!

После ухода высокобюджетных блокбастеров от голливудских студий, которые делали главную кассу, российские кинотеатры рискуют обанкротиться. Без господдержки к осени мы потеряем половину кинозалов, грозятся их владельцы. Финтолк объясняет, останутся ли жители страны без нормальных кинотеатров и почему российское кино не сможет сейчас спасти индустрию.

Что произошло у кинотеатров

События весны 2022-го ударили по многим вида бизнесам, но один из самых первых ударов получила индустрия кинотеатров. С конца февраля показывать свои новинки в России отказались все крупные американские киностудии: Paramount, Universal, Columbia, Warner Bros. и Disney. К ним примкнула Sony.

Именно на Голливуд приходилась большая часть сборов, и кинотеатры ощутили резкое снижение доходов. Падение сборов российских кинотеатров в апреле составило 54 %, а в марте 44 %, подсчитали в Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК). Рухнула посещамость кинозалов — в апреле снижение составило 52 %, в марте 49 %. В некоторых сетях падение выручки и посещаемости и того больше — около 70 %.

Казалось бы, не вышли на российские экраны разные фантастические твари, летучие мыши и другие иностранные фильмы, ну и чего? Даром что ли «Фонд кино» деньги из бюджета на отечественный кинематограф тратит? Но как бы не так.

Во-первых, количества родных фильмов сейчас недостаточно, чтобы привлечь зрителя в нужном для бизнеса кинотеатров количестве. Про качество отечественного продукта тоже не забываем — ну не Голливуд это в большинстве своем, хотя, безусловно, есть отдельные кассовые шедевры.

Во-вторых, против индустрии сейчас сыграет сезонный фактор. Май — традиционно слабый месяц, а на лето громких российских премьер и вовсе не планируется — они бывали в основном осенью и зимой. Короче, уже в марте стала заметна убийственная тенденция. Кинотеатр при условии сокращения арендных платежей и части персонала может выживать при падении контента на 30–40 %, но никак не больше 80 %, рассказывает член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков.

Без какого кино остались россияне

Фильмы, которые должны были выйти на экраны российских кинотеатров с 24 февраля, но не вышли:

  • «Бэтмен»;
  • «Морбиус»;
  • «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»;
  • «Фантастические твари: Тайны Дамблдора»;
  • «Я краснею»;
  • «Варяг»;
  • «Затерянный город»;
  • «Глубокие воды»;
  • «Соник 2»;
  • «Плохие парни»;
  • «Скорая помощь».

Блокбастеры, которые должны выйти до конца года:

  • «Аватар-2»;
  • «Мир Юрского периода: Господство»;
  • «Базз Лайтер»;
  • «Миньоны: Грювитация»;
  • «Тор: Любовь и гром»;
  • «Человек-паук: Через вселенные 2»;
  • «Элвис»;
  • «Черная Пантера: Ваканда навсегда».

Что будет с кинозалами

Проблема в том, что кинотеатры и до 24 февраля чувствовали себя так себе — они существуют на грани выживания уже около двух лет. До военной спецоперации по ним прошлась пандемия, заставив потратить подушку безопасности. На заре ковида кинотеатры не работали вовсе, потом власти открыли их с большими ограничениями по заполняемости залов, потом ввели QR-коды. Сейчас из-за тяжелой финансовой ситуации, прогнозирует АВК, к концу лета закроются минимум 50 % кинозалов страны, если ничего не предпринять.

Алексей Воронков, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров:

— Останутся небольшие местные, муниципальные кинотеатры, работающие на бюджетном госфинансировании. Но мы потеряем коммерческие кинотеатры — а это лицо отрасли: комфортные большие залы с масштабными техническими возможностями и качественными экранами.

По данным экспертов Финтолка на 1 мая, в стране закрылось уже 30 % кинозалов. Так что прогноз АВК вполне реален и даже, по большому счету, оптимистичен.

«Выручка у нас по отношению к февралю упала на 75 %, и это не предел. Через два-три года останется 25–30 % от нынешнего количества кинозалов, причем не в самых крупных городах. Они физически не смогут генерировать выручку, сопоставимую с 2019 годом», — делится своим мнением владелец компании «Новое измерение» (управляет кинотеатрами «КиноТихвин», «Олимп», «КиноПарк», сетью «Проспект», МКДЦ «Костино») Евгений Буслейко.

Государство снимет кино, но кинотеатрам не поможет

Представители индустрии просили правительство выделить им хотя бы 6,5 млрд рублей, чтобы с помощью этих субсидий и льгот протянуть до того, как прокат хотя бы частично заполнят российские фильмы. Но получили отказ. Поэтому российский зритель рискует остаться в ближайшее время без современных кинозалов.

«Не совсем понятно, почему государство так активно вкладывается в отечественное кинопроизводство, но не готово спасти кинотеатры. Ведь все это снятое кино нужно будет где-то показывать? Проще спасти индустрию сейчас, чем строить кинотеатры заново», — удивляется Алексей Воронков.

Удовольствие это дорогое. Чтобы построить сейчас один новый кинозал, нужно потратить 15–20 млн рублей, говорит эксперт Финтолка. Сейчас в стране работает 5 700 кинозалов (не кинотеатров, а именно залов). В итоге, чтобы построить даже 4 000 кинозалов и выйти на уровень 2014 года, понадобится минимум 60 млрд рублей.

«Какой инвестор будет готов вкладывать свои деньги, рискуя снова остаться на обочине? А значит, это придется делать государству», — предупреждает Алексей Воронков.

Оптимизация и поиски вариантов. Что делают кинотеатры.

Чтобы сохранить бизнес, кинотеатры сейчас идут на различные ухищрения. Многие предприниматели консервируют часть залов и сокращают режим работы. А также ведут переговоры с арендодателями. Так, многим удалось договориться с торговыми центрами, они перестали платить фиксированную стоимость аренды и отдают только процент с оборота, говорят в Ассоциации владельцев кинотеатров. Такие объекты продержатся на рынке чуть дольше.

Идут на рынке разговоры про параллельный импорт. Но, по словам Алексея Воронкова, в кино этот фокус не работает. Так как тут есть свои тонкости технического характера.

«Кино — это не одежда и техника. Кроме самого контента кинотеатру нужно прокатное удостоверение и цифровой ключ к каждому проектору для запуска фильма, а их также производит студия», — поясняет эксперт Финтолка.

Альтернативы Голливуду и кинопросмотру

После того как голливудские блокбастеры стали недоступны, а показывать что-то было нужно, российские кинотеатры стали искать новые способы разноообразить контент. Они переориентировались на старую советскую классику, возвращали на экраны лидеров кассовых сборов последних лет, устраивали недели тематического кино и показы видео блогеров с YouTube.

Сейчас кинотеатры проводят переговоры с видеосервисами, чтобы заполнить кинотеатры их контентом и как-то держаться. Еще в некоторых кинотеатрах появилась возможность взять зал в аренду и организовать там свой праздник. Проблема в том, что все это мало имеет отношения к бизнесу и нормальной выручке.

Нельзя забить всю сетку старым кино, потому что люди не пойдут в кино второй раз — им обязательно нужны новинки, говорят участники рынка.

Как объясняет Алексей Воронков, и блогерские показы, и показы спектаклей + футбольных матчей, сериалов, концертов, роликов с YouTube — все это кинотеатры давно практикуют. Да, люди приходят, покупают билеты, кинотеатры сейчас даже увеличивают число подобных показов. Беда в том, что это нишевые, а значит разовые вещи. Только на них кинотеатрам не выжить — потому что это не массовая история, и принесут такие показы максимум 5–10 % оборота.

«Кинотеатры должны работать по-другому — они крутят кино, а значит берут фильмы и показывают по 70 сеансов в день. Не надо делать из кинотеатров базары — мы, конечно, может начать торговать в кинотеатрах помидорами, но эти залы созданы для просмотра фильмов на мягких удобных креслах, с красивой яркой картинкой и хорошим звуком. 20 лет в России строился качественный кинопоказ, а сейчас, чтобы выжить, нам советуют заниматься всем чем угодно, только не показывать кино», — негодует представитель АВК.

Кстати, о советах. Во имя спасения заботливые депутаты рекомендуют кинотеатрам обратить внимание на Болливуд. Но кинотеатры давно работают и с индийским, и с корейским кино. Просто в прокате оно приносит очень маленькую долю выручки. Видимо, из-за нашей разницы в менталитете.

«Вы купили автобус, но перевозить пассажиров массово вам запретили. Вы можете работать для отдельных лиц, как такси. Но это экономически необоснованно. Выхода два: продать автопарк государству или законсервировать до лучших времен. Можно, конечно в автобусе свадьбы и корпоративы проводить. Но не всегда и не везде», — приводит пример Евгений Буслейко.

А что российское кино?

Шансы у него вроде бы и есть. И на него даже ходят. Только его пока мало. И единственное, что может помочь индустрии кинотеатров, которая лишилась показов голливудских фильмов, — отснять достаточное количество российского кино. Как говорят владельцы кинотеатров, российские студии создают качественные сериалы для стриминговых сервисов, у нас снимаются достойные картины, способные по сборам конкурировать с Голливудом. Просто сейчас индустрия оказалась не готова к резкому уходу иностранных кинопрокатчиков и экстренному импортозамещению.

«Сейчас нам нужно продержаться как минимум до осени. Потом мы сможем перестроить бизнес-процессы и научиться работать в основном на российских фильмах. Только нужно, чтобы их было чуть больше и они были чуть качественнее. Если бы каждый фильм собирал по 300–400 млн рублей в прокате и раз десять в год появлялись хиты вроде „Движения вверх“, кинотеатры бы хорошо жили и на русском кинематографе», — считают в Ассоциации владельцев кинотеатров.

Но даже если сегодня росгоскинопром запустит станки по печатанию фильмов, только через два-три года кинотеатрам, может быть, удастся выйти на прежние обороты.

Евгений Буслейко уверен, что российское кино не сможет заместить зарубежные блокбастеры. Он считает, что без Голливуда у экономической модели, по которой созданы современные кинотеатры, нет никаких шансов.

«Большинство отечественных фильмов как снималось, так и продолжит сниматься для освоения денег, выданных на съемку. Поскольку деньги за фильм возвращать не нужно, мнение зрителей и кинотеатров уже не учитывается. Исключения возможны, но они только подтверждают правило», — рассуждает Евгений Буслейко.

Так что в нынешней ситуации с российским кино все будет только хуже. Логика простая. Другого кино в стране сейчас не будет, а все мы знаем, что происходит в любой сфере экономики с качеством товара/услуги при отсутствии конкуренции, напоминает Евгений Буслейко. Оно ожидаемо падает в пропасть. Поэтому российским продюсерам больше вообще нет смысла стараться и снимать качественное кино — ходить-то людям будет больше не на что.

Что в итоге: какие шансы у кинотеатров

Если бы государство финансово поддержало индустрию кинотеатров сейчас, как в пандемию, она смогла бы продержаться до появления достаточного количества большого российского кино, уверяет представитель АВК.

«Пока мы не получили вменяемого ответа от правительства о мерах поддержки. Это катастрофа. Сокращение сотрудников началось уже с мая. Даже если кинотеатры и смогут продержаться какое-то время, они сделают это не благодаря, а вопреки», — пессимистичен эксперт Финтолка.

А что Голливуд? Тут все печально — премьеры будем смотреть скаченными с торрентов.

«Ни одно российское представительство крупных иностранных студий не может сказать, куда все движется. Во-первых, они сами в неведении, во-вторых, боюсь, многие из них прекратят свою работу намного быстрее кинотеатров», — подводит итог Алексей Воронков.

хомяк Боря Картошкин
Финтолк. Нескучно о финансах.
Кнопка вверх
close Курс Криптовалюта с нуля