Нескучно о финансах. Подпишись на наш YouTube-канал

Сколько зарабатывает голос Локи. Интервью с актером дубляжа Александром Гаврилиным

13 августа 2021
370
Сколько зарабатывает голос Локи. Интервью с актером дубляжа Александром Гаврилиным

«Ты наркотик для меня. Ты мой личный сорт героина…» — именно голосом Александра Гаврилина в русском дубляже говорит Эдвард Каллен из «Сумерек». Он же озвучивает Локи в исполнении Тома Хиддлстона и произносит знаменитое: «В каком же ты отчаянии, раз обратился ко мне». Александр Гаврилин дублирует Роберта Паттинсона, Тома Хиддлстона и Эштона Кутчера и в других фильмах. Финтолку актер дубляжа рассказал, как играл в электричках, чтобы заработать на жизнь, проспал запись первой большой роли в озвучке и сколько можно заработать в профессии. 

Александр Гаврилин, актер дубляжа

Александр Гаврилин — актер дубляжа, продюсер, режиссер. Более 500 ролей в дубляже. Ведет свой YouTube-канал

Содержание:

Работа в кадре vs озвучка

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexander Gavrilin (@alexandergavrilin)

— Вы окончили ВГИК. Почему предпочли остаться за кадром, в дубляже?

— В кино важно быть на виду, примелькаться, постоянно ходить на кастинги. А в институте я больше времени уделял учебе. Когда окончил вуз, никаких предложений по кастингам не было, контакты, которые могли бы сложиться, у меня сложились. Было дикое желание играть в театре, и меня взяли в театр Гоголя (Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, теперь — «Гоголь-центр»). Были неплохие роли, но я недолго смог продержаться, потому что нечего было есть. 

Озвучкой я никогда не хотел заниматься, случайно так сложилось. У нас на курсе были отличные педагоги, не последние люди в этом деле: Александр Владимирович Клюквин, Александр Сергеевич Леньков.

— У вас же был опыт съемок в сериале. Не понравилось?

— То, что я чувствую, когда снимаюсь, и что я вижу на экране — разные вещи. К этому не готовят в институте, и к этому сложно привыкнуть. Это как записывать свой голос, в записи он звучит иначе, большинству людей свой голос не нравится. Так же и здесь: ты должен подружиться со своим изображением на экране и понять, как тебе действовать. 

Да, действительно, у меня был опыт в сериале «Дикий-3». Режиссер Артем Мазунов как-то позвонил: «Сань, у меня тут сериал, для тебя есть хорошая роль». Это было вот так, без кастингов. У него замечательная, слаженная команда. Артем сам актер и хорошо чувствует актеров. Знает, как снять, чтобы ты не казался дебилом. Потому что это очень важно, особенно в русском кино.

Но, к сожалению, зачастую люди на кино и сериалах просто зарабатывают бабло. Режиссер приходит на площадку: «Что мы сегодня снимаем? Ну, давайте, ставьте свет, я сейчас приду». Какая работа с актерами? Какое искусство? О чем вы? 

И сейчас у меня нет времени, чтобы ездить на кастинги, и нет мотивации туда ездить. Сниматься в этом треше — это катастрофа. Хотя я очень хочу сниматься, потому что в озвучивании мне все понятно, хочу шагнуть дальше.

«Не был уверен, что смогу этим зарабатывать, и играл в электричках»

— Какой путь у начинающего актера дубляжа?

— Самый простой и логичный — это театральное училище. Потому что озвучка — это ответвление от профессии. Основная профессия — актер театра и кино. А потом ты можешь заниматься чем угодно. Дальше твоя задача — попасть в нужное время в нужное место, свою демку закинуть, с нужными людьми поговорить.

Тем не менее путь от первой записи до доходов, которых хватает на жизнь, занимает около трех лет. Два-три года я не мог сказать, что буду востребован, что смогу зарабатывать озвучкой на жизнь. 

— Такая неопределенность наверняка пугает. У вас были какие-то переломные моменты, кризисы? Возникало желание все бросить и заняться чем-то другим?

— Я и занимался другим. Шесть лет играл в электричках и зарабатывал. Кстати, неплохо. На первую машину так заработал. Работал на каком-то газетном складе по ночам. Да чего только не делал, чтобы хоть как-то выжить, потому что я из небогатой семьи. Благо, родные всегда были где-то под боком, если что, можно было приползти и что-то поесть. 

Я все четыре года института и два года после играл в электричках, при этом зарабатывая более-менее вменяемые деньги, на которые можно жить. А озвучка началась параллельно. Раз в месяц, раз в два месяца куда-то позовут… 

Вообще всегда старался найти дополнительные источники заработка. В нашей стране нельзя заниматься чем-то одним. И сейчас занимаюсь не только озвучанием: покупаю и продаю машины, у меня видеопродакшн, снимаю со своей командой программы для кабельного телевидения. Был автосервис, который я развил и продал. Постоянно нужно искать какой-то источник дополнительного дохода, потому что не сходится дебет с кредитом. 

Но я считаю, в целом мне в жизни много везло. Важно эту удачу различить и поймать. Оказаться в нужном месте в нужное время — это капец как важно в нашей профессии. 

Проспал запись первой большой роли в дубляже

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexander Gavrilin (@alexandergavrilin)

— Ваша первая роль в дубляже — Эштон Кутчер в «Эффекте бабочки». Как вы туда попали? Как проходила запись?

— Меня позвал Леонид Григорьевич Белозорович. Я был на четвертом курсе института, жил в общаге. Жутко нервничал, а Леонид Григорьевич — человек жесткий и за словом в карман не лезет. Может рубануть с плеча. Это была катастрофа!

Короче, я проспал. Проснулся от звонка Белозоровича: «Саша, а ты где?» Я приехал, он готов был меня разорвать, потому что время — деньги. Я же, по сути, был тогда никем. 

Видимо, стрессовая ситуация как-то повлияла: мы записали роль даже быстрее, чем он на меня закладывал, то есть быстрее, чем если бы я приехал вовремя. В конце он смягчился и сказал, что я молодец, но чтоб такое в последний раз.

Не скажу, чтобы моя работа в «Эффекте бабочки» была непрофессиональная. Я пересматривал, все тогда правильно сделал. Ну и фильм был знаковым, имел резонанс.

Как проходят кастинги и почему понятия «официальный голос» не существует

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexander Gavrilin (@alexandergavrilin)

— Да, фильм неплохой. А как отбирают актеров дубляжа? Проходит кастинг или к вам лично обращаются, уже зная ваш голос?

— Бывает и так, и так. В случае кастинга обычно на роль пробуются два-три человека, не больше. И обычно этот кастинг еще и оплачивается, в отличие от кастингов в кино. Режиссеру понятен типаж и кто из актеров дубляжа может это сделать. А потом заказчик в Америке или здесь выбирает подходящего человека. 

— Обычно актеры дубляжа закреплены за какими-то известными голливудскими актерами. Это еще называют типа официальным голосом. Как это происходит?

— Это правильная формулировка «типа официальный голос». В нашей стране все актеры дубляжа — фрилансеры. Их зовут, позвонив по телефону. Это в советские времена были профсоюзы, категории, актеры дубляжа были приписаны к киностудиям. 

Сейчас каждый сам по себе. И такого понятия, как «официальный голос», не существует. Да, мы иногда пользуемся этим громким названием: «Я официальный голос Тома Хиддлстона!» Но на самом деле это филькина грамота. Есть актеры, с которыми у тебя неплохо получилось, и за тобой, условно говоря, его закрепили, стараются звать постоянно, чтобы у зрителя не возникало диссонанса. 

Бывают случаи, когда режиссер не знает, или не погуглил, или торопился. Ему в голову пришел другой актер, которого он и назначил. Бывает, что ты с режиссером не сошелся или вы как-то друг друга недопоняли, и он решил: «Не буду его больше звать, ну его». У меня была странная ситуация с фильмом «Отступники», потому что ДиКаприо обычно пишет Сергей Бурунов, но почему-то в «Отступниках» его писал я. Тома Хиддлстона в «Багровом пике» озвучивал не я. Не знаю, почему так вышло. Это настолько не систематизировано, что обнять и плакать. 

— Как вы думаете, что могло бы изменить ситуацию?

— Хочется, чтобы индустрия обрела некий управленческий орган. Это была бы поддержка взрослых актеров дубляжа, которых уже забывают не потому, что они плохие, а потому, что их не помнят. Из-за этого страдает отрасль. Тут приличное количество людей, которые заняты очень плотно. Их не много, человек сто на всю страну, но это отдельная отрасль. И не каждый может сюда попасть.

Много молодых рвутся: «Да, я умею менять голоса!» Но это не показатель. «Мне все говорят, что у меня хорошо получается». Кто все? Друзья, мама, папа, но они же не профи. Замкнутый круг, как и в любой профессии: без опыта не берут, а опыт негде взять.

Как устроена работа актера дубляжа

— Одна из ваших самых известных ролей в дубляже — Локи Тома Хиддлстона. Что помогло вжиться в эту роль?

— Озвучка — это все-таки больше техническая сторона, нежели какая-то творческая. Мы не вживаемся в роль. Наша задача — четко передать действия персонажей, из которых рождаются их эмоции и внутренний мир. 

Роль Локи в русском варианте — это не точная копирка Тома Хиддлстона в его образе. И это не 100 % я. Это некий собирательный образ из всего вот этого. 

Том Хиддлстон — крутейший актер, с которым я бы работал каждый день, не уставая. Всегда кайфую, когда пишу «Ночного администратора» (мини-сериал). У него богатый внутренний мир как у человека и актера, он талантливый артист, и с ним безумно приятно что-то создавать.

— Какая схема работы на записи? Знаете ли вы заранее сюжет и судьбу персонажа, которого озвучиваете?

— Задача режиссера — определить, подходит ли мой голос конкретному персонажу или нет. Если режиссер меня зовет, значит, он знает, что я это сделаю. Хотя были и мисткасты (в данном случае — несоответствие голоса образу). Вспомнить «Кровью и потом: анаболики», где я озвучивал Дуэйна Скалу Джонсона. Ну это же катастрофа! Я старался сделать все возможное. Но вышло грустно, на мой взгляд. Профессионально, но это не я. Не складывается картинка с голосом. 

Я прихожу на запись, режиссер за несколько минут рассказывает, какой мой персонаж, основные моменты его характера, жизненные трудности, особенности поведения. Не пересказывает мне сюжет фильма, мне это необязательно знать. Мне важно понять внутренний мир персонажа. Выбираем сцену, где он более-менее разговаривает и его видно на экране две минуты. Я понимаю, что это за человек, какой характер, многое-многое, словами это сложно описать. И мы начинаем работать: смотрим-пишем-смотрим-пишем. Потом просто пишем, уже даже иногда не смотрим, потому что я уже понял, что это за человек. А если у него какой-то неожиданный поворот, то останавливаемся, смотрим еще разок, смотрим, как он отреагировал, какую эмоцию проявил, и пишем уже на чистовик.

Механика такая, а основная работа происходит в голове за доли секунды. Нужно считать его эмоцию максимально точно, потому что иногда пишем одновременно с действием.

Сколько можно заработать в профессии

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Alexander Gavrilin (@alexandergavrilin)

— Сколько зарабатывают актеры дубляжа?

— С одной стороны, фрилансерство — это хорошо, потому что ты волен назначать ту сумму, за которую готов работать. С другой стороны, есть масса закадровой работы, которая оплачивается очень низко. И есть категория людей в профессии, о которых, может быть, забыли, которые уже взрослые и работают по минималке. Студии этим пользуются. Если бы у нас был управляющий орган, который бы назначал ставки в зависимости от квалификации, были бы повышения и различные социальные истории, это был бы другой разговор. Думаю, с системой индустрия бы шагнула вперед.

Приходится жить в состоянии неопределенности. Хотя я знаю, что меня позовут, я в этой профессии уже 20 лет. Но я не могу просчитать план своего развития, мне не к чему стремиться. Мне кажется, что я уже достиг предела заработка в профессии. Максимум — 200 000–250 000 рублей в режиме 12/7. В хорошие месяцы было и 400 000–500 000, но это единичные случаи. Для Москвы 800 000 — 1 миллион — нормальные зарплаты для топов в своей профессии.

— Есть какие-то дополнительные способы заработать? Например, реклама?

— Я не мегавостребованный в рекламе. В месяц бывает, ну, пять роликов, 50 000 рублей я на них заработаю. Иногда бывает, что я за 10 минут 100 000 рублей заработаю за 10 роликов, они обычно по минуте. Но это разовая акция. И все это складывается в некий средний показатель в 250 000 рублей в месяц. И 300 000–350 000 рублей с моими другими бизнесами.

Этого хватает только, чтобы кончик с кончиком соприкоснулся. Отложить на что-то не получается. Потому что 50 000 рублей — квартира. Есть надо что-то. Это 100 000–150 000 рублей на семью из четверых. Ну, не меньше, не дошираком же питаться. Не шикарные рестораны, а просто пойти в магазин, купить продукты и что-то приготовить дома. На все секции около сотни уходит. У меня двое детей, поэтому все умножаем на два. И так 300 000 где-то в месяц уходит на жизнь в Москве. 

О хейтерах: «Это все равно что ворошить навоз»

— Год назад, когда вышел тизер нового «Бэтмена», один из пользователей написал, что «Гаврилин за Бэтмена Паттинсона звучит как какая-то вафля». Вы довольно жестко тогда отреагировали. Почему? Вас это обижает, расстраивает?

— Я вырос во дворе. И когда люди начинают борзеть, просто надо поставить их на место. Понимаю, что это все равно что ворошить навоз. Но с другой стороны, есть же какое-то обычное человеческое терпение, которое может в какой-то момент кончиться.

И антихайп — это тоже хайп. Я человек неконфликтный, но какие-то спонтанные импульсивные реакции, на мой взгляд, естественны. Я отвечаю за свои слова, потому что действительно молодой человек прокомментировал не очень корректно. Пусть даже думал, что никто не прочитает, кроме его подписчиков и друзей. Просто, когда я был в его возрасте, все это решалось во дворе разбиванием разных частей тела. Я это помню, у меня есть флешбэки и детские травмы, как у любого человека. Иногда это возникает, но по большей части я держу себя в руках.

Как стать актером дубляжа

— Какой голос подходит для озвучки? Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы развиваться в качестве актера дубляжа?

— Любой голос подойдет для озвучки. Дело не в голосе. В нашей профессии важен не голос, а то, что вы умеете им делать, какие картины вы им можете писать. Если мы закроем экран, что вы можете передать этим голосом? Чему вы можете научить? Какие струны души в другом человеке вы можете затронуть? Да какая разница, какой он. 

Нужно тренировать действия, но прежде чем тренировать, нужно понять, что это такое. Но прежде чем понимать, что это такое, вы должны понять, есть ли у вас к этому способность. Если ее нет, не надо биться головой о стену, лучше идти дальше, заниматься чем-то еще. У каждого человека есть талант к чему-то, просто его нужно найти. Не лениться, а найти, выявить и воспитать. И тогда ты будешь успешным. Какая разница, в каком деле? Ну, нравится тебе трубы прочищать. Круто! Ты можешь стать начальником сантехников, у тебя будет фирма и 200 человек подчиненных.

У многих молодых актеров трагичная судьба. Они думают: «Вот, я такой офигенный и талантливый, мой талант просто не признают». Нет, ты не офигенный и не талантливый. Ты плохой артист, не надо этим заниматься, иди дальше. 

Найди то, что тебе нравится еще, что у тебя получается лучше других, заработай, иди в кружок театральный и кайфуй там себе по выходным, выступая в роли Гамлета. Нужно быть ручьем, а не палкой. Найти обходной путь.

Новости партнеров
Возможно, вам будет интересно
Новости Mediametrics
Найди свою тему