Сколько можно заработать: как написать хороший сценарий фильма или сериала

Обновлено:
12667
Сколько можно заработать: как написать хороший сценарий фильма или сериала
telegram
Бесконечный розыгрыш бумажных книг в нашем Телеграм канале. Подпишитесь, чтобы стать участником раздачи.

По хорошему сценарию можно снять плохой фильм, но по плохому нельзя снять хороший, говорят в киноиндустрии. Именно сценарист отвечает за развитие сюжета и характеры персонажей. С бумом рынка сериалов и развитием онлайн-кинотеатров профессия стала востребованнее и популярнее. Сценарист и креативный продюсер Вадим Комиссарук ответил на вопросы Финтолка о том, с чего начать карьеру, как продвигать себя в индустрии и добиться успеха. 

Сценарист Вадим Комиссарук

Вадим Комиссарук — креативный продюсер, сценарист, работал над проектами «Кухня», «Даешь молодежь», «Большая разница», «Шесть кадров», «Слава Богу, ты пришел», идейный вдохновитель студии «Снегири».

О моде на профессию и возможности импортозамещения в кино

О моде на профессию и возможности импортозамещения в кино

— Почему сейчас профессия сценариста стала столь востребованной? Мы видим много онлайн-курсов по этой теме.

— Это не российская тенденция, а общемировая. Онлайн-кинотеатры начали заказывать собственный контент: сериалы и полнометражные фильмы. Это в том числе спасло индустрию во время карантина, когда кинотеатры не работали.

Телевидение в том виде, в котором мы его знаем и любим, заканчивает свой век. Просмотр развлекательного контента уходит в интернет и на Smart TV. Новые участники этого рынка понимают, что идет борьба за аудиторию, им нужно собрать как можно большую базу подписчиков; поэтому тратят на производство контента гораздо больше, чем могут окупить.

В то же время традиционное телевидение продолжает работать по старой схеме: производить контент в пределах бюджета, который можно отбить за счет рекламодателей.

Такой волны спроса на сценаристов и сценарии никогда раньше не было ни в мире, ни в России.

— Как ситуация с санкциями и уходом иностранных компаний отразилась на индустрии? Рабочих мест станет меньше или больше?

— Я не слышал о заморозке каких-либо проектов. Телеканалы и платформы продолжают производство контента. Возможно, в будущем мы столкнемся со снижением бюджетов и оптимизацией затрат. Но об остановке производства речи не идет. Разработка и написание сценария не останавливаются.

Некоторые иностранные студии и платформы запрещают показы зарубежных, в первую очередь голливудских, фильмов. Освобождается много места на телеканалах и в кинотеатрах, потому что они будут продолжать работать, им нужны будут российские проекты и те зарубежные, которые можно показывать, потому что не все студии объявили о прекращении сотрудничества с Россией. 

В любом случае контент понадобится телеканалам, кинотеатрам и онлайн-кинотеатрам. В этом плане для сценариста, наоборот, появляется еще больше возможностей. Думаю, что российских проектов станет больше, чем было раньше. Но сами по себе они будут более бюджетными. 

С другой стороны, поскольку доступ российских рекламодателей к Инстаграму, Facebook, YouTube закрыт, возможно, эти бюджеты перетекут на телевидение. 

В целом для зрителя, конечно, плохо, что уходит большое разнообразие зарубежных фильмов и сериалов, они были сильными и интересными. Но это возможность для развития своих, российских.

Как сценаристу получить работу

— Предположим, я хочу стать сценаристом. С чего начать? Где учиться?

— Если вам важен процесс, то можно читать литературу и посещать открытые вебинары. Мы регулярно проводим такие. Но это долгий путь. Если вы хотите этот процесс ускорить, то только с помощью книг вряд ли получится. Самостоятельное совершение ошибок, о которых уже все знают, — это только трата времени. Есть смысл пройти хотя бы один курс, чтобы заговорить с профессионалами на одном языке. Курс должен быть от работающих в индустрии людей.

— Если говорить менеджерским языком, какие hard и soft skills нужны сценаристу?

— Я бы не сказал, что сценарист — это какой-то набор скиллов. Есть сценаристы с одними преимуществами и недостатками, есть с другими. Как минимум нужно:

  • понимать драматургию;
  • быть насмотренным;
  • иметь жизненный опыт.

В целом понимать, как устроена жизнь, что происходит, когда совершаешь те или иные действия. И понимать людей: что ими движет, чего они хотят, что скрывают.

Когда кто-то хочет стать сценаристом в 17 лет, есть ощущение, что еще рановато, нет достаточного жизненного опыта для понимания взаимодействия людей и последствий поступков. В 17 лет можно писать и снимать короткометражки. Есть примеры, когда авторы в этом возрасте снимали что-то интересное и талантливое, но это исключения.

Представления о жизни, достаточные для автора, формируются в 25-27 лет. Но есть примеры сценаристов, которые раскрываются поздно, в 40-45 лет. Мы просто живем жизнь и набираем необходимые знания для профессии.

— Расскажите, как вы стали сценаристом.

— Я родился и вырос в белорусском Гомеле. Это город на 500 000 человек. Как такового своего телевидения там не было, разве что чтение региональных новостей по вечерам. Никто из моих родственников никогда не работал на телевидении или в кино. У меня даже не было представления, что профессия сценариста существует.

После школы учился на инженера-строителя. В университете был развит КВН, мне было это интересно, а деканат разрешал пропускать занятия участникам игр, что дополнительно мотивировало. Практика на стройке же, напротив, оставила психологическую травму: понял, что ни за что туда не вернусь.

Однажды знакомые ребята предложили присылать скетчи в программу «Шесть кадров». Такое предложение поступило ко многим, кто занимался КВНом, как-то себя проявлял. Мы с другом загорелись, начали писать. Оказалось, что закрываем половину потребности в скетчах, и нас позвали в Москву делать молодежные «Шесть кадров» — «Даешь, молодежь». А дальше пошли и другие проекты.

У меня не было никакого сценарного или творческого образования. Все постигал через практику и индивидуальные мастер-классы от более опытных товарищей.

— Слышала, что, когда у студии появляется новая идея, они предлагают поработать над ней уже знакомым 20 сценаристам. Это действительно так? Какие шансы у человека с улицы после обучения получить работу?

— Про индустрию много слухов и стереотипов еще с советских времен. Думаю, истории, что студии работают только со знакомыми сценаристами, служат оправданием для тех, у кого не получилось. Остаются еще люди, которые считают, что нужно быть родственником как минимум семьи Михалковых, чтобы оказаться в индустрии. Да, есть актерские и режиссерские династии, но сценарных династий нет. Никто из богемы, скажем так, стать сценаристом не стремится.

Студии предлагают работу уже известным им авторам. Но это не должно пугать, нужно оказаться в числе тех авторов, к которым студия обращается. Откуда они взялись? Не выросли же где-то прямо в офисе студии. Это люди, которые участвовали в каких-то конкурсах, питчингах, проявили себя, и студия их заметила.

Если человек способный и адекватный, то он в любом случае попадет на радары, с ним рано или поздно начнут сотрудничать. Не вижу проблемы в том, что студии обращаются к тем, с кем уже взаимодействовали.

А говорить о том, что есть какие-то 20 авторов, которые пишут все сценарии, нельзя. Проектов сейчас так много, что 20 человек с ними не справятся. Из тех людей, кого я знаю, абсолютно все при деле на несколько месяцев вперед.

— Что делать начинающему сценаристу, чтобы его заметили?

— Написать сценарий, участвовать в питчингах и конкурсах, которых сейчас очень много. Если нет возможности это делать, отправлять сценарий просто на почту студий. Многое поменялось за пару лет: если раньше студии не проверяли почту, то теперь читают каждое сообщение, потому что формата как такового больше не существует.

Когда было только телевидение и кино, одни истории могли стать полным метром для проката, другие — сериалами для ТВ. Причем таких телеканалов немного, и у каждого свой формат:

  • на НТВ детективы;
  • на СТС и ТНТ комедии;
  • на «России» провинциальные истории;
  • на «Первом» пафосные ностальгические истории;
  • на «Домашнем» истории про городских домохозяек.

И если твоя история не вписывается в рамки этих каналов, то она отправляется в стол. Но у сегодняшних шести-семи онлайн-платформ нет узкой аудитории, как на телеканалах, пока это просто эксперимент, и они готовы рассматривать любые жанры и форматы.

Если на присланную работу не реагируют, причин может быть несколько:

  1. Низкое качество сценария.
  2. Идея повторяет то, что уже было или есть в работе студии.
  3. Похожий проект рассматривали, но решили от него отказаться.

Тут надо спросить себя, останусь ли я автором одного сценария и буду писать на форумах и в соцсетях: «Все куплено, нужно быть чьим-то родственником, 20 авторов все пишут». Правильный путь — писать следующие сценарии, пытаться получать обратную связь от редакторов и сценаристов, которые уже работают в индустрии. Редко можно рассчитывать, что первый же сценарий сразу получится суперхитом, но и такое бывает.

Как написать сценарий

— Как строится работа над сценарием?

— Сначала формулируется идея: что мы хотим рассказать. Второй этап — синопсис на одну-полторы страницы. Дальше — развернутый синопсис на пять-шесть страниц. Потом пишется поэпизодник, то есть история разбивается на сцены. Финальный этап — написание диалогов.

Распространенное заблуждение, что сценарий нужно сразу писать в диалогах, с описаниями природы, мыслями героя. Как книгу: «Дул ветер, герой шел...», — и пошла история. Но сценарий — это более технологическая работа, тут не спрячешься за описаниями и мыслями героя. Важно, чтобы была серьезная драматургическая конструкция, на которой будет держаться вся история.

— За какое время пишется сценарий?

— Все зависит от исходных данных. Бывает так, что автор всю жизнь развивал идею, думал над ней 10 лет, всем ее рассказывал и только потом записывал. Тогда сценарий можно закончить и за неделю.

Другое дело, если материала мало, его нужно придумывать или исследовать. В среднем считается, что пилотная серия сериала пишется несколько месяцев. Первый драфт полного метра — как минимум полгода.

— Какой жанр считается самым сложным?

— Есть мнение, что комедия — самый сложный жанр. Но оно свойственно тем, кто не пробовал всерьез заняться комедией. Здесь есть своя специфика и свои инструменты. В комедии, например, сложно работать в одиночку, потому что нужно как можно быстрее получать обратную связь. Понятие «смешно-не смешно» — очень субъективное. Поэтому даже у самых популярных комедий на «Кинопоиске» рейтинг низкий, не сопоставимый с положительными отзывами людей, которые были на этом фильме.

Понятие грустного и трагичного для всех одно, это все разделяют. Люди расстраиваются по одним и тем же поводам. Но причины рассмеяться для всех разные. Есть люди, которые вообще юмор не воспринимают. И сценаристу комедии нужно найти тот юмор, который развеселит большое количество зрителей. Расстроить большое количество людей — чуть полегче. Но я бы не сказал, что драма легче комедии. Хорошую драму тоже сложно написать, как и хороший хоррор или боевик.

— После того как сценарист написал первую версию сценария, кто и как может поменять написанное?

— Если речь о телеканале, то редакторы телеканала, креативные продюсеры, генеральные продюсеры. Они знают больше, чем обычный зритель. Мы как зрители видим только то, что выходит в эфир, но не знаем, что не вышло, что было забраковано еще на этапе сценария или по результатам съемок пилота. Команда телеканала хорошо знает, что интересно его аудитории.

Если речь о кино, в студиях есть исследовательские команды, которые пытаются найти закономерности в жанрах и форматах, которые собирают кассу. Есть и чисто эмоциональная составляющая: насколько продюсерам понравился сценарий, им же потом презентовать проект и искать финансирование.

У онлайн-платформ тоже есть данные об аудитории, но они пока открыты к экспериментам и оценивают, какое количество действующей и новой аудитории сможет привести яркая идея и концепт.

— Как долго может длиться процесс доработки? Может ли получиться что-то совсем иное, не то, что было задумано изначально? Наверное, автору сложно смириться, что его сценарий стал неузнаваем.

— Даже в процессе написания сценария может получиться что-то иное, не то, что задумывалось изначально. В процессе редактуры тоже вылезают какие-то моменты. Что-то одно поправили, стало понятно, что теперь и другой персонаж не работает или делает то же самое. Или не хватает каких-то интересных сюжетных поворотов. Все индивидуально.

Какой-то проект может зайти с первого драфта, хотя такое редко бывает. А может быть 10-20 драфтов. Сложно что-то предсказать. В пилотной серии сериала пишется как минимум 10 драфтов, потому что это самая сложная серия. Нужно, чтобы заработали характер и история.

— Можно ли выделить истории, которые сейчас наиболее востребованы студиями, платформами и зрителями?

— Это самый популярный вопрос. Начинающие авторы ищут чит-код: напиши такую историю, и ее точно купят. Можно включить любой телеканал и понять, какие именно истории ему интересны. Нужно что-то для такой же аудитории, но новое и по-другому. То же самое с кино. Можно посмотреть, какие жанры собирают самую большую кассу. Если студия производит полный метр, то она сразу попытается понять, сколько сможет заработать.

Я бы не советовал ориентироваться на тренды. Принеси историю про права женщин, и ее точно купят — не работает. Не нужно стремиться сделать что-то суперактуальное. Во-первых, тренды видят все, и похожая идея придет в голову еще нескольким сценаристам. А во-вторых, актуальность быстро проходит. То, что обсуждается сегодня, через полгода все забудут. А от идеи до выхода на экраны может пройти около двух лет. Если писать о чем-то сиюминутном сейчас, через два года вас уже не поймут.

— Есть идеи, которые приходят в голову абсолютному большинству начинающих сценаристов?

— Когда-то много писали про журналистов, теперь перестали. Появились хостелы — начали писать о них. Появились барбершопы — это тоже стало популярной основой для сценария.

В последнее время популярной темой стали коучи и блогеры. Всех будоражит, что есть такой социальный лифт. Но мы на семинарах пытаемся донести, что не нужно так делать. Какие-то истории появятся и сработают, кто-то первый снимет сливки. Но у всех это не получится.

Сколько можно заработать

— От чего зависит уровень оплаты? Сколько в профессии может заработать новичок и известный сценарист?

— За последние два года цифры выросли в два-три раза. Но именно для сценаристов, которые себя уже как-то проявили.

Гонорары новичков тоже растут, но медленнее, так как еще нужно платить редактору, чтобы он довел сценарий до ума. Новички часто начинают с дневных сериалов на ТВ. За одну серию можно получить от 30 000 рублей, это не много по меркам индустрии. Но это практика и дополнительное обучение в полях. Автор видит, как реализуется его сценарий, как написанное сыграно на экране. Этот переход очень важен и сильно меняет восприятие своих текстов.

Если опытный сценарист не привязан к студии или каналу договором и зарплатой, то может получать от 200 000 рублей за получасовую серию. За часовую — от 300 000 рублей в зависимости от сложности проекта и известности сценариста.

При производстве полного метра студия оценивает, сколько придется дорабатывать сценарий, какой бюджет понадобится на съемку, станет ли кино суперкассовым хитом. Оценив эти факторы, предлагает гонорар. Автор может согласиться с ним или не согласиться. Или с умным видом назвать цифру, которую сам от себя не ожидал. Для начинающего это может быть от 300 000-600 000 рублей.

Для действующего сценариста — 2, 3, 5 млн рублей — насколько хватит уверенности в себе.

— Как работа сценариста сказывается на остальной жизни?

— Когда в жизни сложности, всегда можно сказать: «Есть и плюсы, потом я смогу написать об этом историю». Из любого приключения или неприятности я могу вытащить материал для своей работы.

Жора и Света Капустины


* В этой статье упоминаются социальные сети Facebook и Instagram - они признаны экстремистскими на территории Российской Федерации.

Как написать сценарий фильма или сериала и сколько можно заработать
0 комментариев
Сколько можно заработать: как написать хороший сценарий фильма или сериала
0 / 2000
Войдите, чтобы отправить комментарий
Авторизуясь на сайте указанным способом, вы даете согласие на обработку персональных данных
Показать еще...


Кнопка вверх
Авторизация
Авторизуясь на сайте указанным способом, вы даете согласие на обработку персональных данных
cross Мы используем файлы Cookies При посещении сайта осуществляется обработка Cookies-файлов. Порядок и условия обработки, способ запрета такой обработки описаны в Политике конфиденциальности cross