Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
Яков Забелин проработал инженером больше десяти лет. В 2019 году он решил уволиться ради своего хобби и начал зарабатывать на производстве изделий из кожи. Как превратить мечту в успешный бизнес? Какие существуют сложности в работе на себя, а не на чужого дядю? Сколько в 2021 году зарабатывает кожевник? Яков Забелин ответил на вопросы Финтолка.
Яков Забелин — кожевник, живет и работает в Москве. Инстаграм @lostangelaisha.
Содержание:
Наш герой десять лет проработал инженером в «Мосгортепле» (сейчас «МОЭК»,«дочка» Газпрома). Там же трудились его отец и мать. «Вроде бы деньги были неплохие по тем временам: я зарабатывал около 56 000 рублей. Но никаких перспектив карьерного роста или развития. Мне хотелось найти интересное хобби», — вспоминает Яков Забелин.
Увлекся конным спортом и исторической реконструкцией, сам мастерил одежду: «Первым попробовал сделать себе ковбойский костюм, кобуру с ремнем. Меня затянуло, постепенно все больше и больше увлекался». Вскоре появилась своя мастерская, где кожевник трудился по вечерам после основной работы.
«Примерно через три года самостоятельной работы стал обучать других, рассказывал, что купить новичку, с чего проще начать. На мой взгляд, говорить намного проще и прибыльнее, чем делать что-то руками. Это нехорошая правда жизни. На мастер-классе для пяти-шести человек я собирал 30 000 рублей за день. Это больше половины моего тогдашнего месячного заработка на основной работе!»
Решение уйти с основной работы хоть и было логичным, но далось нелегко: «Учился на теплотехника, долго работал на одном месте. И родственники, и друзья, и коллеги говорили, что это стабильность, работай, пока работается».
Яков Забелин подготовился к увольнению: завел аккаунты в соцсетях, начал писать посты о своем деле, размещал рекламу изделий из кожи и курсов для начинающих кожевников.
«Сначала больше всего клиентов приносил сайт „Ярмарка мастеров“ — специальная площадка для продающих хендмейд. А сейчас там что-то изменилось, и оттуда покупает меньше людей. Часть клиентов приходят по рекомендациям, часть с бесплатных площадок типа „Пикабу“, Tripadvisor и из социальных сетей», — говорит кожевник.
Яков специализируется на изготовлении сумок, кошельков, браслетов, ремней и других изделий из кожи: «Я делаю все, и это, кстати, большая проблема: разработка каждого нового изделия занимает время. Поэтому успешные мастерские обычно разрабатывают коллекции из пяти-семи моделей, а потом занимаются маркетингом, стараются продать изготовленное».
Самый необычный заказ — маска чумного доктора. Такие в Средние века носили врачеватели бубонной чумы. «В свое время их покупали очень много: для кино, театра, сериалов, квестов, музеев и клипов. Некоторые дарят такие маски врачам. Еще делал сундук для сериала „Екатерина“, приятно потом было видеть его в кадре», — рассказывает ремесленник.
«Простую работу можно выполнить с помощью шила и ножа. Например, для изготовления ремня ручной работы понадобятся торцбил, пробойники, борд. Инструменты начального уровня стоят недорого, не больше 1 000 рублей», — отвечает Яков Забелин.
Но по мере роста мастерства растет и количество необходимых в работе инструментов: швейные машинки, машинки для шлифования, штампы и тиснения. «У меня одних только штампов более 160 штук, каждый стоит от 500 до 2 000 рублей. И это, на мой взгляд, еще мало».
Кожевник говорит, что, когда только начал работать, найти материалы было сложнее, было мало магазинов и продавцов: «Сейчас все можно купить онлайн, через интернет. К сожалению, в Москве не все можно найти, иногда заказываю в Оренбурге, Екатеринбурге, Таганроге и других городах России и даже мира».
По словам Якова, проще продать уже готовую работу онлайн либо на какой-нибудь ярмарке или фестивале. Люди видят изделие, оно им нравится, они заказывают или покупают.
«Если заказ сложный, я рисую эскиз, обговариваем материалы и детали. Если это какая-то мебель, отрисовывается эскиз и указываются габариты. Я как-то делал два комода с нуля, был эскиз художника и габаритные размеры. Я сделал все строго по ТЗ заказчика. Но обычно людям сложно сформулировать, что они хотят. На вопрос, какую кожу будем использовать, часто отвечают: „Ну, такую, приятную“».
На изготовление ремня для джинсов понадобится четыре-пять часов, на брючный ремень — полтора-два дня. Как рассказал мастер, за полдня можно сделать простой кошелек, а если из тонкой кожи, с подгибкой, подворотами и покраской — один-два дня.
«Некоторые сложные заказы делаю и месяц, и полгода. Общаюсь с другими кожевниками и понимаю, что я не один такой, некоторые и по году могут что-то сложное мастерить. Поработают, займутся другими заказами, а потом снова возвращаются к сложному изделию», — рассказывает ремесленник.
Цена на заказ устанавливается в зависимости от нескольких факторов: сложности работы, стоимости расходников, занятости мастера.
«Если у тебя много заказов, нет смысла снижать цены. Если ты уже делал такое изделие и можешь быстро повторить, можно снизить ценник. У меня был один мастер-класс, на котором я за несколько часов заработал около 50 000 рублей, делая браслеты. Они дешевые, около 300-400 рублей за штуку, цена двух чашек кофе, грубо говоря. Но их легко можно сделать и сотню за ночь. А это уже 30 000 рублей», — говорит мастер.
Яков добавляет, что интересные с точки зрения творчества и повышения мастерства заказы иногда делает по сниженной цене ради пополнения портфолио: «Это как у фотографов. В моем портфолио тогда появится работа, которую я смогу в будущем продать гораздо дороже».
Стабильности в заработках у ремесленников нет, признается собеседник Финтолка. В один месяц на мастер-классах можно заработать 120 000-130 000 рублей, а потом месяц не зарабатывать вообще ничего. «Во время пандемии два месяца доходов не было, только мелкие заказы, мастер-классы не проводил», — сетует мастер.
Самозанятость — это не только плюсы в виде свободного графика и отсутствия начальства. По словам Якова, одна из основных сложностей — самодисциплина: «Я изменил свой график после ухода из офиса: встаю в 11-12 и работаю до 21-22 часов. Сначала мог весь день не работать и курить кальян. Понял, что это не дело, и кальян из мастерской убрал. Из принципа перестал работать по понедельникам. В офисе понедельник — самый сложный рабочий день. Поэтому теперь я лучше буду работать в субботу и воскресенье, но не в понедельник. А дисциплинируют меня сроки заказов и даты мастер-классов».
Будучи самозанятым, мастер берет все аспекты работы на себя, не получится заниматься только лишь изготовлением изделий из кожи. Помимо производства, есть и общение с клиентами, подготовка фото+текстов для соцсетей, настройка рекламы.
На бизнесе сильно отразилась пандемия. «Сегодня мастер-классы есть, а завтра нет. Карантин повлиял на всех, кто проводит обучение. Мастер-классы теперь только индивидуальные, а на них много не заработаешь, — говорит Яков. — Сейчас подумываю устроиться на работу по специальности кожевника. Хороших мастеров много, но нужны дополнительные компетенции, чтобы нормально зарабатывать. Это большое заблуждение, что, работая на себя, ты больше отдыхаешь».