Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
В конце ноября заявку на IPO подала популярная у подростков по всему миру онлайн-платформа для игр Roblox. Пользователи могут создавать в Roblox свои собственные виртуальные миры и буквально жить в них. Финтолк выяснил у экспертов, насколько американская Roblox Corporation интересна для частных российских инвесторов.
Игровая онлайн-платформа Roblox появилась в 2006 году, однако первые годы росла медленно. Настоящий бум случился в 2014-2015 годах, когда платформа стала доступна на большинстве смартфонов. Именно тогда аудитория — преимущественно дети — массово отправилась в виртуальный мир Roblox.
Roblox интересна тем, что позволяет создавать игровых персонажей и делать внутри игры-платформы свои собственные игры. Так сказать, игры в игре. Причем, как утверждают пользователи, встроенный редактор настолько удобен, что справляются с ним даже подростки.
Чаще всего Roblox сравнивают с другой известной онлайн-игрой — Minecraft. Она является и основным конкурентом. Несмотря на то что первая доступная версия Minecraft была выпущена позже (в 2009 году; а релиз состоялся в 2011-м), Roblox в направлении «социальной сети в мире игр» продвинулся дальше.
В первую очередь — за счет более современной графики (дизайн Minecraft схематично-плоский) и более простого интерфейса.
В результате сейчас игровой мир Roblox разросся до колоссальных размеров, и в нем есть, кажется, все. Доходит до того, что в виртуальном мире Roblox проходят корпоративы и даже концерты известных исполнителей. Например, в ноябре четыре выступления, которые посмотрели в общей сложности 33 млн пользователей, провел рэпер Lil Nas X.
Концерты и корпоративы в виртуальном мире. Вы тоже подумали про самоизоляцию? Вот-вот, именно по этой причине в 2020 году платформа Roblox стала как никогда актуальна. Настолько, что даже в документах, поданных в ноябре в рамках подготовки к IPO, представители компании особо подчеркнули, что инвесторам не стоит ориентироваться исключительно на бурный рост 2020-го — после пандемии темпы могут значительно снизиться.
Денис Ефремов, принципал Fort Ross Ventures:
— Несмотря на то что Roblox уже 16 лет, пандемия позволила сделать качественный скачок. Оставшиеся дома дети стали активнее играть в виртуальных пространствах, которые они же сами и создавали. Выручка выросла на 171 %, аудитория перевалила за 30 млн человек в сутки. Текущие результаты — отличная возможность показать активный рост инвесторам и получить около миллиарда долларов на IPO.
В середине 2000-х в интернете появился термин Web 2.0. Он обозначал сайты, которые ориентировались на контент, создаваемый самими пользователями. Проще говоря, в отличие от Web 1.0, где посетители сайтов только читали, в Web 2.0 они стали еще и писать. Таким образом появились социальные сети, а термин Web 2.0 ушел в прошлое за ненадобностью — потому что другого толком и не осталось.
В мире игр Roblox, по сути, и представляет собой аналог «вебдванольности», поскольку развивается именно благодаря пользователям. Что и является его основным преимуществом.
Сергей Чипсанов, главный редактор сервиса для инвесторов BlackTerminal.ru:
— Основная идея Roblox — социальное взаимодействие между пользователями платформы. Любой бизнес, построенный на социальной составляющей, имеет неограниченный потенциал для роста. Roblox объединяет семь миллионов разработчиков игр и более 30 млн игроков. Внутри платформы есть собственная виртуальная валюта Robux, с помощью которой производятся микро-транзакции между пользователями и разработчиками. Создатели игр монетизируют свои продукты, а пользователи получают доступ к миллионам игр.
Заявку на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже компания Roblox подала 19 ноября 2020 года. Торговаться компания будет под тикером RBLX, а проводить размещение будут Goldman Sachs, Morgan Stanley и JPMorgan Chase. Изначально планировалась продажа акций на сумму в 1 млрд долларов (при общей стоимости компании в 4 млрд), однако эти показатели могут быть еще скорректированы, причем в большую сторону, считают эксперты.
Николай Кленов, финансовый аналитик инвестиционной управляющей компании Raison Asset Management:
— Roblox Corporation собиралась выйти на IPO в 2020 году, но изменила планы. Видимо, причиной стали невероятные результаты декабрьских IPO других технологических компаний — DoorDash и Airbnb. В первый день торгов их акции взлетели на 86 % и 113 % от первой публичной цены. Получается, компании упустили выгоду, разместившись по чересчур низкой для сегодняшнего «бычьего рынка» цене. Теперь Roblox намерена пересмотреть котировки своего размещения и выйти на IPO в начале следующего года.
По мнению генерального директора Gamesup42 Игоря Ивченко, в акции Roblox можно будет вложиться и на долгосрочную перспективу — развитие платформы продолжится и после пандемии:
«В долгосрочной перспективе сектор игр онлайн, а также обучение будут секторами, которые ждет масштабное развитие в связи с повсеместным уходом потребителей в интернет. Это не только следствие пандемии, но и долговременный тренд — поведение потребителей изменилось кардинально, и сектора, которые будут обеспечивать людей всем необходимым (в том числе играми, обучением и так далее) без выхода из дома, будут развиваться».
У IPO Roblox есть все шансы воспользоваться интересом инвесторов к рисковым активам и особенно компаниям технологического сектора, рассуждают некоторые эксперты.
Александр Алексеевский, аналитик инвестиционной компании QBF:
— Желание Roblox выйти на биржу в начале 2021 года в определенной степени обусловлено нахождением основных американских фондовых индексов вблизи максимальных уровней, что свидетельствует о значительном спросе инвесторов на рисковые активы. Кроме того, акции технологических компаний торгуются по высоким фундаментальным показателям. Поскольку Roblox является представителем технологического сектора, в подобных условиях компания может получить высокую оценку за свой бизнес.
В то же время окончательный вывод о целесообразности участия частных инвесторов в IPO компании Roblox эксперты советуют делать все-таки, только когда станут известны основные характеристики размещения, а именно цена акций, объем IPO и капитализация.
Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum:
— Статья «деньги и их эквиваленты» в Roblox составляет порядка 810 млн долларов, или почти 67 % от активов. В свою очередь платных долгов, то есть кредитов и рыночных займов у компании, можно сказать, нет. Одно из главных обязательств компании — это авансовые платежи, которые составляют порядка 62 %. Резюмируя, можно сказать, что данная ценная бумага не подходит для консервативных инвесторов. Однако она хорошо подходит для более рискованных инвесторов, которые считают, что Roblox Corporation выйдет в прибыль и перейдет из разряда «стартапа» в разряд «зрелых».
То есть IPO Roblox прямо сейчас выглядит довольно привлекательно, но все-таки стоит оценить обстановку непосредственно перед стартом. Многое зависит не от самой компании Roblox, а от того, как будут воспринимать мир потенциальные инвесторы в тот конкретный момент, когда размещение акций все-таки состоится.