Вложить в картины и разбогатеть: красивая сказка

Реально ли вложить 1000 рублей и получить в итоге 100 000? Можно ли приумножить сбережения, вкладывая в полотна известных и не очень художников? Через сколько лет получится снять сливки? Где продавать и покупать подлинники? В этом Финтолк разбирался вместе с экспертом в области изобразительного искусства.

Зачем вообще покупают картины?

В мировом сообществе до сих пор нет единого мнения по поводу приобретения произведений искусств. Одна часть уверена, что в этом деле могут вариться только коллекционеры, и покупают они не с целью разбогатеть. Другие считают, что к покупке картин надо подходить с холодным расчетом и тогда, спустя время, можно будет окупить затраты с лихвой. На самом деле правда где-то посередине.

Сегодняшний рынок по продаже картин и других произведений искусства подстраивается под покупателя. У одного и того же художника могут продаваться работы как для инвестиционного коллекционирования, так и для оформления дома. Яркий пример – работы популярного сегодня каталонского художника Жауме Пленсы.

Скульптуры 64-летнего каталонского художника украшают парки, городские площади и другие общественные пространства десятков городов мира.

На испанских, итальянских, бельгийских аукционах ежегодно продаются десятки его произведений на несколько миллионов долларов. Пленса считается востребованным художником, и ценник на его работы начинается от нескольких сот долларов (тиражная графика) и достигает $591 000 (этот аукционный рекорд за двухметровую скульптуру был установлен в 2018 году на аукционе Филипс).

Кристис, Сотбис, Филипс – крупнейшие в мире аукционные дома, основанные в XVIII веке.

Эксперты отмечают, что если сравнивать с точки зрения бюджетов, то покупка произведений Пленсы сегодня сопоставима с приобретением лучших работ русских шестидесятников. Цены на его работы растут, хотя уже и не так быстро, как 8–10 лет назад. Есть случаи, когда скульптуры, купленные пять лет назад в галереях, уже были перепроданы на аукционных торгах в два-три раза дороже.

Выходит, что для выгодной инвестиции необязательно искать раннего Ван Гога на блошином рынке Амстердама. Достаточно разглядеть «звездочку» среди современных авторов, купить его работу за умеренную цену и ждать, когда он станет знаменитым.

Хорошо. А в России развиты такие виды инвестиций?

Отечественный рынок в этом плане только-только начинает вставать на ноги. Например, филиал аукционного дома Сотбис открылся в Москве всего лишь в 2007 году, а первый российский аукционный дом был создан в 2009-м.

Илья Федоров, основатель галереи “DorDor”:
– Сейчас в России искусство не рассматривается или почти не рассматривается как выгодный для инвестиций продукт. В первую очередь это связано с отсутствием на всем постсоветском пространстве арт-рынка как такового. Также нет алгоритма для определения успешности того или иного художника, а значит, невозможно просчитать прибыль. Но несмотря на сложную ситуацию сейчас, рынок все же формируется, зачастую за счет зарубежных капиталов. К примеру, западные коллекционеры покупают молодых российских художников, они мотивированы развиваться, делать больше работ, при этом оставаясь авторами российскими – это, в том числе, провоцирует местного потребителя. Как итог – идет медленное формирование рынка. Угадать же по стилю или темам работ актуальность художника довольно сложно, но прогнозировать рост цен все же можно. Здесь важна активность самого художника. К примеру, если у него планируется несколько персональных выставок в ближайшие несколько лет, очевидно, что его цена после них возрастёт. Если художник активно участвует в различных проектах, конкурсах и фестивалях, то можно попробовать сделать на это ставку.

Окей. Где покупать картины в России?

Во-первых, аукционы. Прежде чем выбрать лот, нужно пройти регистрацию. Дальше – ставки. Их можно делать, не отходя от компьютера или телефона. Главное правило – не переборщить с азартом. Кстати, все аукционные дома берут еще и комиссию (от 5 до 20 %) за свое посредничество.

Основной приток продаж в галерее «DorDor» приходится на аукционы. Здесь можно участвовать в торгах произведениями современное искусство по сравнительно низкой стартовой стоимости, в среднем продажи составляют более 70 % от всех представленных работ. Лоты уходят по 15-20 тысяч рублей за работу: довольно доступная цена для начинающих коллекционеров. Покупатели – это и серьезные коллекционеры, и люди, которые только начинают формировать свои коллекции. Довольно часто встречаются просто любители искусства, собирающие свои небольшие частные коллекции, пополняя их один раз в несколько месяцев.

Самые популярные аукционы в России на сегодня – «Al Аукцион», «Артлот – 24», «Арт–4», «Владей».

Во-вторых, галереи или выставочные пространства. Здесь можно разглядеть ту самую «звездочку» среди экспонирующихся художников и сразу же договориться о цене.

В-третьих, антикварные магазины. Поход по ним – это вообще отдельное хобби. Можно месяцами обходить одни и те же точки в городе и в конце концов обнаружить действительно стоящую работу. А можно и не обнаружить.

В-четвертых, онлайн-сервисы. Авито, Юла, Яндекс-маркет, группы в ВК и Одноклассниках действительно иногда «выкидывают» достойные образцы живописи, которые можно очень выгодно приобрести. Здесь нужно лишь быть внимательным с мошенниками.

Как оценить стоимость картины?

Сегодня для оценки произведений искусств на мировом рынке можно пользоваться специальными индексами. Для российского инвестора подойдет ARTIMX. Это линейка инструментов, разработанных компанией ARTinvestment.RU и предназначенных для анализа рынка произведений искусства. Индексы отслеживают динамику покупательской активности для различных сегментов рынка, изменения средних уровней цен в сегментах живописи и графики, а также изменение ценовых уровней для творчества отдельных художников.

Как рассчитываются ценовые индексы конкретного художника? Они отражают ежегодное изменение средней аукционной цены фрагмента условной картины художника на аукционах в России и за рубежом. За базу принимается цена фрагмента произведения такой площади, которая стоила 100 долларов на год начала исчисления индекса. Так, если ценовой индекс живописи определенного художника в 2005 году был равен 100 пунктам, а в 2015 году достиг 250 пунктов, то это можно трактовать следующим образом: 100 долларов, вложенные в картины художника в 2000 году, условно превратились к 2015 году в 250 долларов. Индексы рассчитываются на основе номинальных долларовых цен без поправок на инфляцию и курсовые факторы.

Примеры удачных инвестиций

Наверное, самым известным случаем удачной инвестиции является картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Ее продали в 2017 году за $450 млн. Сегодня это самая дорогая картина в мире. Да, куплена она была в 1958 году на аукционе за 45 фунтов. Сложно поверить в такие цифры, но история действительно удивительная. Изначально никто не подозревал, что автор картины – да Винчи, эксперты были уверены в том, что написал ее ученик гения. Лишь в 2005 году, когда картину перепродали и новые владельцы провели реставрацию, выяснилось, что шедевр принадлежит кисти Леонардо.

Еще одна история произошла в Бельгии. Там обычный парень купил подлинник Рембрандта за €500. Позже он решил провести экспертизу, которая показала, что стоимость картины может достигать €30 млн.

Если говорить о случаях удачных инвестиций, случившихся с произведениями русских художников, то недавний пример – это Павел Челищев «Три индейских акробата». Первоначальные вложения – $7,5 тысяч – за 6 лет превратились в $43 тысячи.

Так реально ли вложить 1000 рублей, получить в итоге 100 000?

Да. Если внимательно изучить рынок, проконсультироваться с экспертами, иметь представление о трендах и главное – обладать терпением.

Где же прячутся подводные камни?

Вложения в произведения искусства весьма капризны. Случаев, когда новичку случайно повезло найти шедевр среди мусора, – единицы. А вот историй про неотбившиеся инвестиции гораздо больше. Искусство, тем более картины, не любит дилетантов. Покупать полотно за тысячи долларов на блошином рынке или на небольшом аукционе могут себе позволить знатоки, уверенные в подлинности картины. В противном случае покупка может оказаться приобретением хорошей подделки. Начинающим коллекционерам и инвесторам стоит выбирать более безопасные пути.

Илья Федоров, основатель галереи “DorDor”:
Искусство – это прежде всего диалог человечества с самим собой, изучение культурного кода, исследование нашей истории, амбиций, ошибок, достижений, это и есть культура в целом. Инвестируя в это, мы прежде всего провоцируем этот диалог, становимся его неотъемлемой частью, развиваемся и идем к высшей цели человечества, становимся умнее и лучше. Инвестируя в искусство, мы инвестируем в самих себя и взращиваем здоровое общество. Если рассуждать с коммерческой точки зрения, сейчас в России это не стабильно и, соответственно, не может являться прямым рыночным инструментом. Но все же заработать на этом можно: художники развиваются и выходят на альтернативные рынки, поэтому, заимев несколько работ автора, которой получил или в перспективе получит международную известность, вполне себе можно через некоторое время окупить свои вложения. Но все же в первую очередь искусство и культуру необходимо любить, принимать, быть частью своего культурного пласта и только как следствие – зарабатывать на этом!