Нескучно о финансах. Подпишись на наш Telegram-канал

В жизни все не так: мифы о деньгах и успехе в популярных фильмах

 Обновлено 
5000
В жизни все не так: мифы о деньгах и успехе в популярных фильмах
Не хотим вас терять! Подписывайтесь на нас в Телеграм-канале!

Кино о больших деньгах и гигантских тратах порой завораживает. Хочется хоть на часок окунуться в жизнь, которой у большинства людей на Земле никогда не было и не будет. Но подобные фильмы часто полны мифов, в которые мы начинаем верить, и зря. Финтолк объясняет, какие скрытые смыслы несут в себе популярные киношедевры и почему не стоит принимать их постулаты на веру.

«Волк с Уолл-стрит»: богатым может быть только безнравственный человек

Фильм о начинающем брокере, который превратился в финансового воротилу только благодаря харизме и полному отсутствию тормозов. Перед нами разворачивается сюжет мифа о том, что большие деньги и мораль — несовместимы, а там, где крутятся миллионы, нет места порядочности.

Главный герой фильма Джордан Белфорт в исполнении Леонардо Ди Каприо практически сразу встает перед выбором между деньгами и нравственностью. И без колебаний выбирает деньги. На пути к большому состоянию молодой брокер обрастает сомнительными знакомствами и вредными привычками, предается разврату и впутывается в откровенно криминальные истории. Он расстается с прежней женой, которая не готова к новому Джордану, а отца, который раньше следил за его моральным обликом, соблазняет перейти на сторону зла, проституток и кокаина.

Деньги лишают людей духовных ценностей — это миф, ноги которого растут из установки «Деньги — зло». Но мы-то с вами знаем, что от таких установок никакой пользы, кроме вреда.

«Области тьмы»: без допинга много не заработаешь

Главный герой фильма — средней руки писатель Эдди Морра, которого оставили муза, удача, девушка и вообще все хорошее в жизни. Зато остались долги и неудовлетворенность собой. Возможно, так бы и продолжалось, но случайно Эдди встречает старого знакомого, который угощает главного героя таблеткой — стимулятором умственной активности НЗТ-48. Наркодилер рассказывает, что человек в нормальном состоянии использует свой мозг только на 20 % (что, кстати, тоже миф), а с НЗТ разгоняет его до 100 %.

С этим средством Морра заканчивает свою книгу за четыре дня и осваивает множество новых навыков. Он учится игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам за считанные часы, но со временем понимает, что настоящий успех — это деньги, а деньги — это инвестиции. И погружается в игру на фондовой бирже.
За несколько дней он превращает 250 долларов в миллионы и привлекает внимание владельца крупной нефтяной компании, который хочет получить такого гения в свой штат.

Личная жизнь налаживается, с деньгами тоже все хорошо, но от постоянного использования таблеток возникают побочки. Герой фильма теряет связь с реальностью, появляются провалы в памяти и развивается паранойя. Но при попытке отказаться от стимулятора Эдди понимает, что сам по себе ничего не представляет, весь его успех — это результат действия таблеток. В итоге он усовершенствует состав НЗТ, избавляется от побочных эффектов и метит на пост президента США.

Миф о том, что для достижения карьерных и финансовых высот нужно быть сверхчеловеком со сверхвозможностями, распространен в среде «свидетелей бизнес-молодости» и прочих жертв бизнес-коучей.

Делай, даже если уже не можешь, все равно делай-делай-делай. Или умри. Естественно, что обычные живые люди без суперсилы не справляются с таким темпом и прибегают к допингу, за что и платят собственным здоровьем.

Миф не выдерживает никакой критики: стоит только посмотреть на стиль жизни богатейших людей мира, чтобы понять, как они повышают свою продуктивность. Чаще всего это режим, правильное питание и регулярные занятия в спортзале. А вовсе не стимуляторы мозга в таблетках.

«Все деньги мира»: богатство порабощает богача

Фильм, основанный на реальной истории семьи Гетти, глава которой в свое время был одним из богатейших людей мира. Он приподнялся на нефти и махинациях с налогами, увлекался коллекционированием предметов искусства и антиквариата. В общем, вел сытую размеренную жизнь старого скряги олигарха на пенсии.
Пока в Риме преступники не похитили его внука и полного тезку, Пола Гетти. Весь фильм построен на том, как отчаявшаяся мать (которая давно в разводе с папой ребенка) пытается добиться от бывшего свекра, чтобы он заплатил похитителям деньги. Но тот никак не желает расставаться даже с частью богатства, считая деньги броней от всех проблем:

«Любой дурак может стать богатым. И много дураков уже стали. Сложность в том, чтобы не стать, а БЫТЬ богатым».

Зато в то самое время, когда внука удерживают в заложниках, он отдает миллионы за старинные картины, расценивая их как инвестиции. Когда правая рука миллиардера и сотрудник службы безопасности спрашивает его о причинах такого поведения, тот отвечает: деньги делают человека неуязвимым. Но по сюжету понятно, что именно они становятся главной опасностью. Осторожный человек превращается в параноика, а экономный — в скрягу, которому жаль расставаться даже с небольшой суммой.

Миф о том, что деньги портят людей, уходит своими корнями туда, куда Макар телят не гонял, в фольклор и народные сказания. Хотя на самом деле людские пороки не связаны с обладанием деньгами. Бедный, отчаявшийся человек скорее совершит преступление, чем сытый и благополучный. И это видно на практике: тюрьмы наполнены далеко не богачами, которые творят зло из любви к искусству.

«В погоне за счастьем»: невозможно быть счастливым, если ты не трудоустроен

Герой Уила Смитта Крис Гарднер неудачно вложился во франшизу по продаже сложных медицинских аппаратов. Настолько сложных и высокотехнологичных, что врачи отказывались покупать их из-за высокой цены. Это неверное бизнес-решение приводит его семью к финансовому краху и разводу. Единственной надеждой Криса становится работа в брокерской компании, и даже конкурс в 20 человек на место не может его остановить. Решение стать брокером приходит к нему случайно: Крис спрашивает человека на дорогой машине, где тот работает. Он отвечает, что брокером.

— Зайду перед работой на собеседование, попробую устроиться брокером, — говорит Гарднер.
— Брокером? А почему не космонавтом?! — недоумевает жена.

Путем нечеловеческих усилий и многочисленных жертв главному герою удается отвоевать место в компании, его нанимают. И все бы ничего, но в течение всего фильма проводится параллель между счастьем и нервной (и не сказать чтобы любимой) работой. Будто счастье — это не свобода, не финансовая независимость, не семья, а рабочее место, где можно поднять бабла, а больше ничего и не нужно.

Собственный бизнес выглядит здесь эдаким злом, столкнувшим героя в долговую яму. Это миф, который декларируется создателями фильма со страстью, достойной лучшего применения. И даже куча вдохновляющих реплик, каждая из которых — готовый статус для «ВКонтакте», не способна скрыть этот подтекст.

Второй миф фильма «Погоня за счастьем»: если ты упадешь так, что ниже некуда (так, что придется ночевать с пятилетним ребенком в туалете метро или драться с бомжами за место в ночлежке), то сможешь оттолкнуться от дна и взлететь.

Не спорим, такие случаи бывают, но это скорее «ошибка выжившего». Это исключения, о которых снимают фильмы и книги пишут, как о прототипе главного героя, настоящем Крисе Гарднере. У того все сложилось неплохо, он основал свою брокерскую компанию и стал мультимиллионером. Но это не значит, что стоит доводить ситуацию до крайности: точку невозврата очень сложно отследить, а после нее никакого взлета почти наверняка не будет. А будут только бомжи и ночлежки.

«Шопоголик»: плодите долги, все как-нибудь наладится

Молодая журналистка Ребекка — шопоголик. Она — продукт воспитания, основанного на экономии родителей, бессмысленной и беспощадной. Как только Ребекка стала зарабатывать самостоятельно, она начала покупать, покупать, покупать… Девушка пытается бороться с порочной страстью, но страсть всегда побеждает:

«Кашемировые перчатки мне нужны. Потому что зима и у меня есть руки».

И вот, когда долги накопились как снежный ком, а журнал, в котором работала Ребекка, закрыли, от безысходности она устроилась работать в издание «Удачные сбережения» — рассказывать читателям о личных финансах и учить их ведению бюджета. Подруга Бекки дала этому факту четкое определение:

«Как это называется, если борца за права животных вдруг растопчет корова? Парадокс».

Ребекку ждет сначала карьерный взлет, потом позорное падение: когда специалист по взысканию долгов разоблачил ее в прямом эфире. Ну а дальше — классический «хэппи энд»: принц редактор журнала влюбляется в героиню и оставляет ее на работе. Родители продают машину-дом, на которую копили всю жизнь, чтобы помочь расплатиться с долгами. Шапошные знакомые из общества анонимных шопоголиков помогают реализовать миллион накупленных в угаре вещей. И вряд ли Ребекка изменит свою жизнь, зачем? Ведь можно и дальше предаваться страстям, а как только ситуация станет критической, кто-нибудь да выручит.

Сюжет про чудесное спасение любительницы потрошить кредитки — это миф. В жизни все кончается либо банкротством, либо тем, что все ваши будущие заработки уйдут на погашение прошлых слабостей. А если при этом вы — не юная талантливая девушка без обязательств, а многодетная мать-бюджетница, то ситуация дополнительно осложнится.

Конечно, художественные фильмы — это во многом вымысел. Хотя три из пяти, приведенных здесь для примера, основаны на реальных событиях. Не стоит слепо подражать героям, чтобы достичь реального успеха. Ведь настоящая жизнь остается за кадром.

Финтолк. Нескучно о финансах.

Кнопка вверх