Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
Крупнейшие стриминговые сервисы и издатели ушли из России из-за санкций. В плейлистах появились пробелы, а в кинотеатрах — сплошное импортозамещение. Что впереди — снова пиратство, или рынок контента трансформируется как-то иначе? Объясняют эксперты Финтолка.
Содержание
Сказал бы кто лет двадцать назад, что россиян вообще будет волновать исчезновение легального контента, — никто не поверил бы. Тогда существовало мнение, что на просторах бывшего СССР живет «народ пиратов» и попытки навязывать ему чуждые ценности в виде авторских прав обречены на провал.
Все развивалось логичным путем. «Магнитофонные писатели», которые в восьмидесятые без контроля тиражировали популярные записи на бобинах и кассетах (именно так страна впервые услышала «Группу крови» Кино), с приходом рыночной экономики в 90-е освоились и стали серьезной силой.
На смену обычным магнитофонам пришла профессиональная техника, позволяющая штамповать большие тиражи, изготавливать обложки стали не печатными машинками, а в настоящих типографиях. Неизменным оставалось одно — авторов по-прежнему никто не спрашивал.
Это в столицах устраивали какие-то показательные акции, где на камеру давили бульдозерами пиратские видеокассеты. В регионах найти что-то лицензионное было непросто даже при желании. Слишком сильно отличались цены, и слишком — прямо скажем — бедным было население, чтобы платить за то же самое больше. «Ну что эти актеры, без моих денег не проживут? Это они мне помогать должны!» — размышлял среднестатистический россиянин и шел покупать видеокассету с премьерой в ближайший ларек.
Дальше — больше. В нулевые расплодились компакт-диски, которые сделали бизнес пиратов максимально выгодным. Пустые болванки стоили в десять и более раз дешевле, чем записанные CD, а процесс копирования стал занимать пять минут даже на обычном компьютере. Окончательно добивал авторское право интернет. В годы, когда борцы с пиратством туда еще не дотянулись, а скорости уже стали измеряться мегабитами, рунет стал выглядеть как какой-то коммунизм. От каждого — по способностям (к выкладыванию контента), каждому — по потребностям (бери любой фильм и музыку, все бесплатно).
Как вообще мы пришли к тому, что горюем по уходящим из страны правообладателям? Все случилось постепенно. За магазины с пиратскими дисками начали активно браться к концу нулевых. Хотя закон о борьбе с пиратством существовал и раньше, но как-то на общем фоне руки не доходили. А тут стали закрывать одну точку за другой. Продавать, как раньше, сборники «120 фильмов на одном DVD» стало сложно.
Но это зрители-слушатели уже не особо заметили, потому что все к тому моменту сидели в интернете. Постепенно «коммунизм» стал заканчиваться и там. В 2010 году прозвенел первый звоночек — самый популярный торрент-трекер torrents.ru по решению суда лишился своего домена.
То была символическая мера — сайт просто переехал на иностранный домен rutracker.org, блокировать который из России тогда никто не стал.
Лишь в 2016 году, когда уже четыре года как действовал реестр запрещенных сайтов (первое время блокировали только сайты про суицид, наркотики, детскую порнографию и тому подобное), «Рутрекер» оказался реально недоступен из России. Правда, это тоже с самого начала чем-то жестким не выглядело. Поисковики продолжали показывать, где на «Рутрекере» что лежит, а у сайта появилась куча не заблокированных копий-зеркал.
И тут правообладатели изобрели гениальную вещь — стриминговые сервисы. Лень — двигатель прогресса, и здесь это используется в полной мере. Реклама так и кричала: затем идти куда-то на пиратский сайт, что-то искать, скачивать и перекидывать на все устройства, когда можно просто заплатить довольно небольшую сумму и спокойно смотреть/слушать что хочется где угодно. Еще и полностью легально.
Удивительно, но «народ пиратов» вдруг изменился. Даже те, кто утверждал, что «платить за музыку точно не будет», вдруг внезапно оказались подписанными на стриминговые сервисы. Потому что это просто удобно. Да и, справедливости ради, цены стали совсем другими! В нулевых за один компакт-диск приходилось платить 100 рублей (при средней зарплате в 2005 году 8 500 рублей), а сейчас за 150 рублей можно получить месяц прослушивания любой музыки.
Но после февраля 2022 года случилось то, что случилось. Крупнейшие зарубежные издатели, которые так долго пытались наставить на путь истинный российский рынок контента, решили уйти. Иностранные стриминговые сервисы вроде Spotify и Netflix закрыли подразделения в России, а из отечественных онлайн-сервисов стали исчезать музыка и фильмы зарубежных исполнителей из-за приостановки контрактов с крупными лейблами и киностудиями.
Юлия Загитова, медиаисследователь:
— Уход привычных сервисов усложнил жизнь и меломанам, и авторам музыки, и исполнителям, потому что затруднил продвижение отечественного репертуара за рубежом и перекрыл монетизацию агрегаторами. На смену западным гигантам поспешили дружественные сервисы: «Первое музыкальное издательство», ONErpm, TuneCore и маленькие фирмы, работающие с этими агрегаторами. Ожидаемо, что для прослушивания недоступной музыки россияне могут прибегнуть к пиратским схемам. Распространение санкционного контрафакта если не узаконят как параллельный импорт, то как минимум перестанут преследовать — нет смысла выплачивать неустойку ушедшим с рынка правообладателям. Аналогичные тенденции возможны и на кинорынке.
Но, что хуже, перестали появляться премьеры. В том числе в кинотеатрах. К такому импортозамещению российский зритель готов не был. Нет, конечно, российское кино со времен «Ночного дозора» слегка расправило крылья, и словосочетание «отечественный фильм» перестало быть синонимом чего-то полностью недостойного внимания. Но нельзя же совсем без Голливуда.
Самое интересное, что на пиратах прекращение премьер в России отразится слабо. Музыку они смогут спиратить на зарубежных площадках. Да и с фильмами, с которыми, казалось, могут возникнуть проблемы, особых сложностей не будет. Эпоха гнусавых переводчиков не вернется — ведь фильмы продолжают активно дублировать на русский для ряда стран бывшего СССР. А значит, даже качество изменится слабо.
Впрочем, кинотеатры вряд ли будут массово показывать пиратские копии, как это бывало в видеосалонах 80-х и 90-х. Законодательство пока этому не способствует — даже если правообладатель ушел, его продукцию использовать по-прежнему незаконно. Поэтому эксперты прогнозируют смену фокуса с Запада на Восток.
Екатерина Гейзерих, сценарист:
— С рынка ушло незначительное количество студий — лишь самые крупные. Основная масса голливудских, европейских фильмов по-прежнему будет доступна. Есть подозрения, что станет больше кино из азиатских стран. Китай и Индия являются крупнейшими производителями контента в мире. Их стремительно догоняет Корея. Зритель быстро приучается, а, как показывает моя практика сценариста, если история хорошая и написана профессионалом, то не так важно, в какой стране происходит действие. Учитывая, как выросло качество российской индустрии за последние несколько лет, возможно, даже страдать по импортозамещению в кинотеатрах и в наушниках не придётся.
Таким образом, интернет-пираты получили прекрасный подарок от правообладателей, а на большом экране нас ждет, скорее, не параллельный импорт, а импортозамещение и индийские фильмы. Пора снова подпевать «Джимми-Джимми-Джимми, ача-ача-ача»? А для меломанов уже активно работают схемы «как притвориться индийцем и зарегистрироваться в Spotify вопреки санкциям». Так что заграница Индия нам поможет.