Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
Писатель-призрак, помогающий автор, литературный негр — так называют тех, кто пишет книгу за другого человека. Его имени не будет на обложке, но если он хорошо постарается, произведение останется жить в веках. А кошелек пополнится хрустящими купюрами.
Финтолк пообщался с писателем-призраком, который пишет книги за других, и узнал, можно ли на этом заработать. Имени собеседницы мы не сможем раскрыть даже вам, но, поверьте, она живая и легитимная.
Содержание
В литературные рабы я попала через блат. Друг, который трудится в издательстве, посетовал как-то, что пришел заказ на написание книги, но заказчик хочет выбрать из нескольких претендентов. Предложил мне попробовать написать пробник по ТЗ.
Надо сказать, что таких, как я, в издательствах культурно называют помогающими авторами: «Наш автор поможет вам написать книгу». В итоге, конечно, ты пишешь все сам, а заказчик лишь делится соображениями о том, что же он хочет получить.
Я несколько раз пробовалась в издательстве на роль помогающего автора в разные проекты. Во всех случаях мои варианты уступили работам других авторов. Тут не о чем горевать: я знала, что соревнуюсь с мастерами своего дела, которые издали уже десятки книг, многие из которых под своими именами.
На четвертый раз выбрали меня. Дальше работа строилась так: заказчик, менеджер и помогающий автор устраивают сессию в «Скайпе», обсуждают все нюансы. А потом ты уже общаешься с клиентом напрямую, обсуждая сто тысяч моментов, изучая или составляя план книги. Потом начинаешь работать над главами. Иногда клиент присылает свои наброски, иногда рассказывает содержание будущих разделов книги, иногда говорит: «Я хочу, чтобы в этой главе было про роботов и сингулярность, удиви меня».
Потом у меня было еще несколько книг. В одной я должна была интервьюировать людей и писать все от и до сама, формируя хронологию. Придумывать ничего не нужно было, достаточно просто перенести на бумагу все, что мне рассказали. Во второй книге клиент рассказывал, о чем будет каждая глава, и я просто переписывала его рассказы литературным языком.
В издательстве говорят, что моя главная функция заключается совсем не в том, чтобы создать идеальное произведение, шедевр литературы. Главное — установить доверительные отношения с клиентами, сделать так, чтобы они были довольны.
Получится это не у каждого писаки. Мы испорчены и искушены сотнями прочитанных произведений, работой в СМИ, блогингом, хотим творить и провоцировать. У многих клиентов от такого в жилах стынет кровь. Они пришли в издательство, чтобы получить мемуары об их семье или, например, роман о любви богатого принца к простушке. И клиенты платят за это деньги. Начинается разборка: автор хочет творить, клиент хочет, чтобы все было «чистенько и простенько». Если ты хочешь остаться литературным рабом, твоя задача — не принимать все происходящее близко к сердцу и просто сделать так, как просят.
Парадокс заключается в том, что, если ты будешь милым и трудолюбивым, вскоре клиент уже будет готов на очень многие твои эксперименты. Так, один клиент настороженно отнесся к моему полу: у его книги была техническая специфика. Через пару месяцев работы он написал мне: «Делай, как считаешь нужным, я тебе доверяю».
Работа над книгой может длиться и полгода, и год. Вскоре клиент уже становится твоим приятелем. Правда, так бывает не всегда, не каждый помогающий автор стерпит СМСки в ночи от заказчика: «Ты у компьютера? Я тут подумал, не ввести ли нам во второй главе Григория? Что думаешь?» или «Ты тут? Срочно «Скайп», нужно поговорить о концовке». Но мы знали, на что шли.
Зарплата литературного раба складывается из стоимости написанных им текстов (150–300 рублей за тысячу знаков), стоимости проведенных интервью (10–30 рублей за минуту), стоимости расшифровок (их можно не делать самому, а заказать специалисту), могут докинуть за сопровождение проекта и оплатить телефонную связь и даже интернет. Оплачиваются и пробники, и тексты, которые клиент не принял, хотя все сделано по ТЗ. За одну книгу можно получить около 50–100–200 тысяч рублей. Правда, эта сумма будет «размазана» на полгода, а то и год.
Иногда книги заказывают странные люди, которые хотят рассказывать про интимные подробности своей жизни, верят в теории заговора, не знают, чего хотят, любят сессии в «Скайпе» на три часа и мучительные правки. Мне такие, правда, пока не попадались. Но добро пожаловать в мир литературных рабов, здесь подобное практикуется.
Литературные рабы востребованы именно потому, что найти хорошо пишущего человека с легким характером и хорошими коммуникативными навыками непросто. По образованию я учитель, но пишу с детства, и никто никогда не спрашивал у меня диплом. Зато примеры работ спрашивали всегда.
Поэтому, если вы хорошо пишете, но у вас нет опыта в написании книг, подготовьте несколько текстов в разных стилях, сформируйте резюме и разместите его на популярных ресурсах по поиску работы. Можно послать свое резюме и пробники в издательства. Беда помогающего автора в том, что он связан контрактом и не может показать другим даже абзац из того, что написал. Поэтому с клиентами регулярно случается такой диалог:
— А вы точно хороший автор?
— Да, я работаю в этом издательстве несколько лет.
— А что вы написали?
— Не могу показать. Это секрет. Впрочем, когда я напишу вашу книгу, я и из нее ничего показать никому не смогу.
Когда мои знакомые узнают, что я работаю литературным негром, они почему-то выражают возмущение. В их системе координат человек, который хорошо пишет, должен издавать интересные книги о том, что ему хочется, публиковаться под своим именем, получать хорошие гонорары и ездить в Ниццу за вдохновением.
Однако путь к славе и богатству для писателя тернист, и пройдут его лишь единицы. Большинство откажется от этой затеи, когда получит первый отказ от «Эксмо», повесят на «Литресе» электронную версию своей нетленки и заработают на ее скачивании 250 рублей. Может быть, когда-нибудь я издамся под своей фамилией. И роль помогающего автора — это лучшая практика и лучшая прививка от звездности, которая у многих писак возникает на ровном месте.