Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
Иногда умный, образованный и всесторонне развитый человек возьмет да и запостит на стене Фейсбука бессмертное «Настоящим объявляю, что все мои персональные данные, фотографии, рисунки, переписка являются объектами моего авторского права». А другие умные образованные люди возьмут да и перепостят. И вот — новая волна фейковых историй про изменение политики социальной сети. Однако никакими записями на стене авторское право защитить, увы, невозможно. Рассказываем, что нужно делать вместо этого.
Содержание
Это Петя. Он сделал. Что сделал? Неважно. Важно, что теперь Петя автор и ему принадлежат авторские права.
Дело в том, что авторское право — это не что-то элитарное, доступное только поп-певцам и кинопродюсерам. Даже простое школьное сочинение «Как я провел лето» — такой же объект авторского права, как фильм «Матрица» или песня Киркорова. В теории. Однако на практике простой школьник вряд ли сможет обогатиться на исках против нарушителей авторских прав и заработать себе на безбедную старость. Разберемся, почему так происходит.
Как только кто-то (человек, группа людей или компания) производит что-то (пишет книгу, картину, песню, создает скульптуру, делает фото, лепит из пластилина или рисует мемас), он становится автором. И автоматически получает сразу пять прав. Все вместе они называются авторскими:
Почему пять и чем они все отличаются?
Петя сделал камушки. Петя навсегда останется автором камушков. Даже если напишет «прошу больше не считать меня автором камушков». Даже если продаст камушки Свете. Даже если умрет, пропадет без вести или сменит имя и уедет в Аргентину по поддельному паспорту.
Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от права авторства ничтожен.
ГК РФ. Статья 1265
Петя опубликовал фото своих камушков на форуме геммологов под псевдонимом Петр Великий. Теперь все должны указывать, что автор камушков — Петр Великий. Такова воля автора. Проще говоря — автор имеет право использовать свое произведение под своим или вымышленным именем по желанию, а остальные должны уважать его решение.
Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Право автора на имя неотчуждаемо и непередаваемо.
ГК РФ. Статья 1265
Петя решил заработать на камушках и продать их в частную коллекцию Свете. Теперь Света имеет право показывать всем камушки за деньги, перепродать камушки или даже снять фильм о камушках. Света — правообладатель. Но Света никогда не будет считаться автором камушков. Также Света не имеет права говорить, что автор камушков — Юра.
В отличие от авторского права и права на имя, исключительное право можно продать или передать. Человек/компания с исключительным правом на произведение называется правообладателем. Например, Netflix купил права на комиксы Kingsman. Теперь Netflix — правообладатель. Но не автор. Авторы Марк Миллар и Дэйв Гиббонс.
Исключительное право включает в себя права на:
Их можно продавать все вместе или по отдельности, целиком или частями и с ограничениями. Правообладатель имеет право ставить на произведении знак охраны авторских прав, собственное имя и год публикации. Но отсутствие такой отметки не означает, что правообладателя у произведения вовсе нет и его можно брать без спроса. Нельзя. Если автор продал исключительное право и умер, правообладатели могут распоряжаться произведением еще 70 лет, а потом всё. Оно становится общественным достоянием.
Срок действия исключительного права установлен в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. При этом если имело место соавторство, то 70-летний срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти того соавтора, который умер последним.
ГК РФ. Статья 1281
Хоть Петя и продал камушки Свете, Света все равно не имеет права без разрешения Пети перекрашивать камушки, разделять их, склеивать их с помощью пластилина или жвачки. Даже дополнить композицию своим камушком она не может.
Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
ГК РФ. Статья 1266
Если автор умер, правообладатель может по своему усмотрению внести изменения, сократить или дополнить произведение, не искажая смысл. А еще если это не противоречит воле автора, указанной в завещании или сформулированной письменно в других документах.
Когда Петя создаст новые камушки, только он будет решать, показывать их кому-то или нет. Ни один другой человек не может взять Петины камушки и без разрешения выложить их фото в Инстаграм. Или послать по Вотсапу. Или даже просто прокричать: «Эй, все сюда, Петя сделал новые камушки!» Это будет нарушением права на обнародование.
Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым иным способом.
ГК РФ. Статья 1268
Если автор умер, правообладатель может обнародовать его произведения, но только если автор не оставил после себя письменного запрета.
Таким образом, если вы — автор текста, музыки или картинки, то
Автор есть...
На самом деле, автор есть у всего. Каждый день мы просматриваем и используем результаты труда сотен и тысяч людей. Автор есть у любого мема в интернете, автор есть у офисного стула, автор есть у этой статьи.
Иногда это очевидно. Например, автор камушков — Петя. Камушки — простое произведение. Если Света сфотографирует камушки, она получит составное произведение: фотографию, на которой изображены камушки. Петя — автор камушков, но автор фотографии — Света.
Вот еще одно составное произведение: игрушка, сшитая на основе комикса.
Примеры составных произведений: экранизация книги, подборка фотографий, почтовая рассылка с дайджестом статей. Кстати, вы можете подписаться на еженедельную подборку статей Финтолка. Это бесплатно.
Но само по себе наличие авторского права не гарантирует автору заработок. Ведь чтобы заработать на продаже исключительного права, надо сначала найти покупателя. Так как большинство людей привыкло огромное количество вещей делать бесплатно (писать комментарии в интернете, выкладывать свои фотографии, делиться авторскими рецептами торта из кабачков и придумывать смешные картинки с подписями), охотников платить за это деньги не очень много.
При этом есть вещи, у которых по закону нет и не может быть авторства. Автора не имеют:
Например, у комментария в интернете есть автор, а вот принцип набора букв в слова не имеет автора.
Предположим, вам очень нужно использовать чужое произведение. Например, вам нужна фотография камушков для статьи про камушки.
Самый очевидный законный вариант — заплатить автору за исключительное право использования произведения. Это не всегда дорого. Иногда автор даже готов отдать его бесплатно. Но бесплатно и без согласия — не одно и то же. Поэтому вам нужно написать автору и спросить, можете ли вы взять его произведение и использовать в своих целях. Очень важно честно рассказать о целях и зафиксировать ваш разговор.
С какими проблемами можно столкнуться:
Любое произведение становится общественным достоянием, если после смерти его автора или последнего из соавторов прошло более 70 лет. Так что цитировать Пушкина, к примеру, можно совершенно безнаказанно. Только не путайте «общественное достояние» и «открытые источники». Если произведение выложено в свободный доступ — это вовсе не значит, у что у него нет автора, правообладателя, оно является народным или общественным.
После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
ГК РФ. Статья 1282
Обратите внимание, что произведение может только казаться народным творчеством, на деле же иметь автора и правообладателя. Например, разлетевшийся по интернету мем наверняка имеет автора. Не факт, что автор захочет судиться с вами из-за картинки, но в теории такое вполне возможно.
В иностранных источниках произведения, признанные общественным достоянием, могут быть обозначены значком CC0 или фразой Public Domain (общественное достояние).
CC0 (CC Zero) — универсальный, действующий во всем мире инструмент для отказа от своих авторских прав и передачи произведения в общественное достояние. Воспользоваться им может только владелец авторских прав.
Иногда авторы разрешают брать их произведения безвозмездно, то есть даром, но с определенными условиями. Об этом они сообщают через открытую лицензию. Открытой она называется потому, что любой желающий может прочесть условия и согласиться с ними при желании. Открытая лицензия должна быть опубликована там же, где и само произведение. Например, на сайте фотографа может быть написано: «Использование фотографий разрешено только со ссылкой на этот сайт». Это значит, что вы можете не спрашивать у автора разрешения взять фото. Достаточно просто сослаться на источник.
В международной практике принято использовать шесть видов открытых лицензий. Они имеют маркировку Creative Commons (СС):
CC Attribution: «Делайте с моим произведением что угодно, но всегда указывайте автора».
CC Attribution — No Derivative Works: «Всегда указывайте автора и не изменяйте произведение».
CC Attribution — Share Alike: «Всегда указывайте автора и сохраняйте условия использования». То есть произведение можно брать, менять и даже продавать, но сохранять за производными ту же лицензию на использование.
CC Attribution — Noncommercial: «Всегда указывайте автора, но используйте только на некоммерческой основе». Произведение можно брать и менять, но не продавать.
CC Attribution — Noncommercial — Share Alike: «Всегда указывайте автора и сохраняйте условия использования, используйте только на некоммерческой основе».
CC Attribution — Noncommercial — No Derivative Works: «Всегда указывайте автора, не изменяйте произведение и используйте только на некоммерческой основе».
Имейте в виду, что маркировка Creative Commons — это не просто значок на сайте. Она предполагает, что любой желающий сможет прочитать ваше лицензионное соглашение, составленное по нормам международного права. О том, как получить такое лицензионное соглашение, — чуть ниже.
Искать произведения с нужным видом лицензии можно в Гугле. Вот так выглядит инструмент поиска лицензий Creative Commons:
Все соцсети и некоторые сайты на данный момент позволяют делиться записями или встраивать их себе на сайт. Например, можно встроить на сайт твит:
Вот вы смотрите сериал «Доярка из Хацапетовки» по телеканалу Россия-1, где девушка Катя вышла замуж за миллионера, и не понимаете: почему история мгновенного обогащения не может повториться с вами? А сколько еще в России кать, которые так и не выехали за…https://t.co/DlbmGgG38e
— Финтолк. Нескучно о финансах (@fintolk_pro) January 21, 2022
Обратите внимание: это не скриншот твита, а значит, с юридической точки зрения, не воровство. Фактически мы не взяли чужой твит, а показали вам его в окне на странице. Если владелец твита удалит его — он исчезнет и с нашего сайта. То же самое можно делать с фотографиями из Инстаграма, постами из Фейсбука и частью другого контента в интернете.
Не считается воровством и распространение материалов через кнопку «поделиться» в соцсетях.
Самый неоднозначный участок в законе об авторском праве — это разрешение на использование чужих материалов в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора, в качестве иллюстраций или для создания пародии в объемах, оправданных целью.
Такое цитирование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
ГК РФ. Статья 1274
Где проходит граница между объемом, оправданным информационными целями, и объемом неоправданным? В случае судебного спора решать это будет специальная комиссия. Но в целом, если вы пишете юмористическую пародию на популярную песню, вам, скорее всего, ничего не грозит. А вот заработать на продаже чужой песни, прикрывшись «цитированием», не выйдет.
Если вы увидели, что ваши авторские права кто-то нарушил, вы можете подать на злоумышленника в суд. Но имейте в виду, что свое авторство придется доказать. Доказательством вашего авторства могут послужить:
Стоит внимательно относиться к выбору площадки для обнародования произведения. Дело в том, что, размещая текст, фото, видео или аудио на странице чужого сайта, вы автоматически соглашаетесь с правилами использования контента этим сайтом и уже не можете качать свои права. Например, если вы разместили фото на сайте, который предлагает всем желающим свободно использовать материалы, вы тем самым дали согласие на свободное использование и своих произведений тоже. Кроме того, если вы публикуетесь под псевдонимом, в случае судебных разбирательств вам также придется доказывать, что аккаунт «Мазафакер2000» с Бендером на аватарке принадлежит именно вам и никому другому. Чтобы понять, насколько защищены ваши публикации в социальных сетях, придется внимательно изучить пользовательские соглашения. Их можно найти по ссылкам:
Весь загруженный на эти сайты контент подчиняется именно описанным правилам, независимо от того, что опубликовано на частных страницах отдельных людей.
Если вас не устраивают условия социальных сетей, придется выбрать другой способ обнародования произведения. Для фотографов существуют сайты-фотостоки, например Freepik, которые защищают изображения от воровства и помогают заработать на их продаже. Аналогичные сайты есть и для размещения аудио- и видеоконтента, например SoundCloud. Для размещения текстовых или мультимедиаматериалов существуют платформы типа Patreon или Bandcamp. Также вы можете создать свой собственный сайт, однако разработку защиты от воровства контента вам в этом случае придется взять на себя.
Чуть выше мы писали, что значок Creative Commons на сайте — это лишь верхушка айсберга защиты авторского права. Некоммерческая организация Creative Commons разработала так называемую трехслойную (и бесплатную для пользователей) систему лицензирования. Получая лицензию на свое произведение, вы вместе с ней получаете:
Получить лицензию Creative Commons можно непосредственно на сайте creativecommons.ru. Там вы самостоятельно можете выбрать подходящие условия использования. Например, можно запретить использовать свой контент в коммерческих целях. После выбора условий лицензии сайт сгенерирует код, который вы можете разместить на своем сайте.
Штраф за преднамеренное или непреднамеренное нарушение авторского права может составлять от 10 000 до 5 000 000 рублей. Но и это не предел. Если вы не просто украли чужое произведение, а заработали на нем денег, автор может потребовать с вас двойную стоимость контрафактных экземпляров или двойную стоимость правомерного использования произведения.
Например, Света написала на сайте, что ее фото камушков продается за 10 миллионов рублей. Если кто-то украдет фото, она может требовать с похитителя 20 миллионов в качестве штрафа. Удовлетворит ли суд такой иск — другой вопрос.
Бывает, что произведение находится в свободном доступе. Например, стоит на улице.
Можно ли в этом случае его как-то использовать? Можно, но не как попало. Например, можно смотреть на статую и наслаждаться. Еще можно фотографироваться на ее фоне. Можно рисовать ее с натуры. И даже снимать на видео.
Но при этом нельзя: брать деньги за просмотр, копировать, продавать без ведома автора фотографии, где статуя — основной объект (зато можно, например, продать свой портрет на ее фоне). Просто продать статую случайному прохожему также нельзя.
Кроме того, и из этого правила есть исключения: в мире существуют объекты с более строгими ограничениями. Самый известный из них — Эйфелева башня. Дело в том, что иллюминация башни является отдельным от самой башни объектом авторского права. Так что ночной вид на памятник архитектуры нельзя распространять без отдельного разрешения правообладателей. Впрочем, снимать любительские видео на телефон для личного использования все еще можно.
Многие другие достопримечательности также нельзя фотографировать, но не всегда это продиктовано защитой авторских прав. Иногда это маркетинговая уловка, чтобы привлечь туристов.
Можно подумать, что это в России с защитой авторских прав все плохо, но на самом деле во всем мире дела обстоят не сильно лучше. Например, Бейонсе 8 лет назад в результате громкого судебного процесса запретила публиковать одну свою не очень удачную фотографию в интернете и за ее пределами. Угадайте с одной попытки, какую фотографию Бейонсе теперь проще всего найти в поисковиках по запросу «удаленная фотография Бейонсе»? Из уважения к певице (и законам) мы не будем здесь показывать эту фотографию, но верим, что вы и сами ее найдете. Например, по ссылке.
Приготовьтесь к тому, что судебный процесс — дело долгое, а воровство и удаление контента — быстрое. Если вор украл цифровой контент на свою цифровую площадку, он легко удалит ворованное, и вам придется доказывать не только свое авторство, но еще и факт кражи.
Если вы не стремитесь нажиться на штрафах за воровство, а хотите лишь добиться указания авторства — можете попробовать связаться с площадкой и договориться об этом полюбовно. Для этого вам придется для начала найти, к кому, собственно, обращаться. Претензии можно по закону предъявить администратору веб-сайта, узнать которого можно через ресурс whois.com. Если информация недоступна, ее можно запросить через адвоката. Можно также обратиться непосредственно к вору, если вы смогли его идентифицировать по аккаунту/ подписи и прочим опознавательным знакам.
Вадим Дигин, адвокат, руководитель адвокатского кабинета «Конституционная правозащита» Адвокатской палаты Московской области:
— Если вы решили добиваться денежной компенсации, нарушение надо зафиксировать. Обычный метод, который принимают российские суды, — нотариально заверенный протокол осмотра веб-страниц (стоимость такой услуги от 3 тысяч рублей). Также можно использовать видеофиксацию (без монтажа и склейки, в которой открываются веб-страницы со скопированным контентом. В начале видео нужно зафиксировать дату и время). Защититься автору от воровства без помощи юриста весьма сложно.
Иски по авторским правам рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды по месту нахождения ответчика. В иске нужно указать полные имена и адреса истца и ответчика, описать и проанализировать нарушение, сослаться на нормы закона и предъявить требования. Если нарушений было несколько, анализировать нужно каждое отдельно. Таким образом, для неподготовленного человека это может стать серьезным испытанием, считает Вадим Дигин. С его позицией не согласен сооснователь и директор по продукту издательского сервиса Алексей Кулаков. Он полагает, что отстаивать свои авторские права без юриста не только можно, но и нужно.
Алексей Кулаков, сооснователь и директор по продукту издательского сервиса Rideró, директор digital-продакшн JetStyle:
— На практике необходимо будет доказать суду факт того, что именно вы являетесь автором, здесь подойдут и черновики, и скриншоты облачного хранилища, и переписка по электронной почте. Все доказательства принимаются и оцениваются судом одинаково. Если методично собрать доказательственную базу, проблем в суде не будет. Нужно просто собирать доказательства своего авторства и не платить деньги бессмысленным депозитариям. Вместо депонирования можно просто отправить самому себе письмо, это дешевле и надежнее.
Депонирование объектов авторского права — передача на хранение копии произведения. Обычно депонирование осуществляют юристы. Это способ зафиксировать, что на определенную дату произведение уже существовало, а автором является конкретный человек. Автор произведения, указанный при депонировании, соответствует определению автора произведения согласно статье 1257 ГК РФ.
Галина Добрякова, практикующий юрист, доктор юридических наук по информационному праву и интеллектуальной собственности:
— Я часто выступаю спикером на различных конференциях и вижу, что примерно каждый второй слушатель уверен: авторское право в России не работает для обычных людей. Кажется, что только Артемий Лебедев может получать по 500 000 рублей за незаконное использование шрифтов студии или Юрий Лоза по миллиону за песню, а человек, который ни разу не бывал на приемах в Кремле, свои права защитить не может. Но это миф, закон одинаково защищает всех. Другое дело, что звезды и медийные личности, как правило, умеют оформлять свою интеллектуальную собственность, знают законы и вовремя делают все, чтобы оформлять права на произведения. У них есть штат юристов, которые помогают в защите прав и отстаивании своих интересов.
Александр Ахметов, юрист по гражданским делам и защите авторских прав:
— Советы автору для защиты прав на фотографии:
Евгений Гусев, руководитель юридического департамента Федерального центра защиты товарных знаков:
— Одним из недавних известных случаев, когда физическом лицу удалось отстоять свое авторское право, является иск автора учебников и тетрадей Щегловой О.В. к АО «Издательство «Просвещение». В учебниках, учебных пособиях и рабочих тетрадях, изданных ответчиком за период с 2003 по 2019 год, содержатся заимствования из оригинальных задач и листов определений, автором которых она является, однако ее фамилия в названной учебной литературе не указана. Суды трех инстанций частично удовлетворили иск, взыскав с ответчика компенсацию за нарушение авторских прав в размере 250 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В 2017 году блогер Илья Варламов подал иск к обществу «Архи. ру», которое использовало 22 его фотографии на своем веб-сайте www.archi. ru. Несмотря на то, что ответчик на размещенных фотографиях указал имя автора и ссылку на его блог, Варламов полагал, что этого недостаточно — нужно было спросить разрешения. Варламов считал свои права нарушенными и требовал компенсации. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку на фотографиях было указано имя автора и его страница в Сети, фотографии взяты из открытых источников, а объем цитирования небольшой. Верховный суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции. Он пришел к выводу, что утверждение о возможности цитировать только литературные произведения не соответствует положениям подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК: «Любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографии, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения в целях цитирования», вспоминает собеседник Финтолка, адвокат Вадим Дигин.
Вадим Дигин, адвокат, руководитель адвокатского кабинета «Конституционная правозащита» Адвокатской палаты Московской области:
— Весной 2009 года завершилось дело против 26-летнего программиста Максима Борноволокова из Екатеринбурга. Молодой человек размещал объявления об оказании компьютерных услуг и был уличен в использовании контрафактных копий программного обеспечения Microsoft, 1C, Autodesk и других. Районный суд признал Максима виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав, совершенное в особо крупном размере) и ч. 1 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации). Ему назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы (условно).
Филипп Мищенко, руководитель практики медиа/игры юридической компании GMT Legal, отмечает: несмотря на то, что авторское право не нуждается в процедуре регистрации (в отличие от товарных знаков), это зачастую приводит к проблемам при установлении авторства. В основном в качестве доказательств могут быть использованы рукописи, даты изменений и сохранений файлов, факты первых публикаций, а для особо подготовленных авторов — депонирование. Но все эти действия могут совершить и третьи лица без ведома автора, тогда процедура доказывания существенно усложняется. В таких случаях привлекают независимую экспертизу, и на основе ее заключения суд может сделать выводы об итоговом авторстве.
Не все доказательства авторства одинаково тепло принимаются российскими судами, также добавляет руководитель юридической компании ООО «Криптсэт» Павел Ильин: «К некоторым из инструментов суды в России относятся критически и не принимают в качестве доказательства. Наиболее эффективными представляются нотариальное заверение и подписание объекта квалифицированной электронной подписью. Оба инструмента позволят доказать в суде дату создания объекта интеллектуальной собственности и его автора. Остальные способы можно использовать в качестве дополнительных доказательств».
Таким образом, закон о защите авторских прав поможет вам, если вы серьезно настроены свои права защищать и готовы вкладывать в это время и силы. Как минимум — фиксировать время создания произведений, отправлять их себе на почту или сохранять черновики. Если же все это кажется вам слишком сложным и муторным, будьте готовы к тому, что защитить права в суде будет проблематично.