Нескучно о финансах. Подпишись на наш Telegram-канал

Эксклюзив с доставкой на дом: какое будущее ждет онлайн-кинотеатры

24 февраля 2021
6976
Эксклюзив с доставкой на дом: какое будущее ждет онлайн-кинотеатры

Компания Walt Disney сумела снова стать прибыльной благодаря своему стриминговому сервису Disney+. Индустрия онлайн-показов фильмов и сериалов стала одной из немногих, кому ограничения, связанные с пандемией, не помешали, а наоборот помогли. Эксперты Финтолка помогли ответить на вопрос: что будет дальше с онлайн-стримингом — еще больший взлет или коррекция?

Читайте в статье:

Как Disney справился с кризисом
Что будет с подписками на стриминговые сервисы
Стоит ли ждать прибыли от российских сервисов

Из поставщиков в производители

Из поставщиков в производители

Недавний финансовый отчет американского гиганта рынка Walt Disney стал одним из самых ярких примеров того, каких масштабов достигли современные онлайн-кинотеатры. Еще несколько лет назад они воспринимались лишь как дополнение к классическим офлайн-кинотеатрам и как нечто не очень доходное.
Но скорости доступа в интернет росли, стриминговых сервисов становилось все больше, а их репертуар — все разнообразнее. А потом — пандемия, миллионы людей остались дома и, конечно же, стали очень активно покупать подписки на фильмы и сериалы.

Могло показаться, что пандемия принесет корпорации Walt Disney в целом одни убытки. Кинотеатры по всему миру закрывались на длительный срок, Диснейленды в Калифорнии и Париже почти год не принимают посетителей и до марта 2021 года точно не возобновят свою работу.

Обстановка была крайне депрессивная.

Кроме ситуации со стриминговым сервисом Disney+, который компания крайне удачно запустила перед началом пандемии — в конце 2019 года.

хомяк Жора Капустин

Именно онлайн-трансляции помогли корпорации Walt Disney после двух убыточных кварталов зафиксировать чистую прибыль в 17 млн долларов по итогам октября-декабря 2020 года. Число подписчиков сервиса Disney+ за это время увеличилось с 21 млн до 90,7 млн человек. Это получилось во многом получилось благодаря двум удачным релизам собственного производства — сериалу «Мандалорец» по мотивам «Звездных войн» и мультфильму «Душа». Оба получили очень высокие оценки зрителей (на данный момент по результатам голосования на сервисе IMDB первый занимает 68 место среди сериалов всех времен, второй — 211 место среди фильмов всех времен).

На этом примере хорошо видно направление дальнейшего развития стриминговых сервисов. Из компаний, занимающихся продажей фильмов, которые им не принадлежат, и вынужденных подстраиваться под условия прокатчиков, сервисы сами превратились в производителей контента. И теперь конкурируют в первую очередь именно своей продукцией. Так прибыльней.

«С одной стороны, вполне оправданно говорить о замедлении роста аудитории сервисов потокового видео по мере ослабления карантинных ограничений в мире в 2021 году. Но с другой стороны, стоит учитывать и планы стриминговых компаний по привлечению клиентов с помощью очень насыщенного расписания премьер. Скажем, Netflix в этом году собирается каждую неделю выпускать крупный проект, при этом и у главных конкурентов Amazon Prime Video и Disney+ планы не менее амбициозные, так что лидерам отрасли в 2021 году, возможно, удастся удержать высокую планку роста, взятую в пандемическом 2020 году», — считает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

Подписок станет меньше

Подписок станет меньше

Впрочем, в ситуации, когда стриминговые сервисы не используют имеющийся контент, а создают эксклюзивный, есть и существенный минус. Людям теперь недостаточно иметь только одну подписку. Жители России уже заметили это на себе осенью, когда один фильм выходил эксклюзивно на IVI, второй был доступен только на Start, для третьего обязательно нужна была подписка на Okko, ну, а четвертый — и вовсе был проектом ТНТ Premier. Ладно, на первый раз есть бесплатный промо-период, а потом? Так и денег на все подписки не хватит.

Эксперты уверяют: то же самое происходит и на зарубежных рынках. Предел суммы, которые пользователи готовы платить за подписки, уже, судя по всему, достигнут, а значит, дальше будет лишь укрупнение. Стриминговые сервисы станут постепенно повышать стоимость услуг, а пользователям останется лишь выбрать из них один-два самых удобных и отказаться от остальных. Наибольшие шансы на дальнейшее развитие — у пятерки мировых лидеров отрасли. Это Netflix, Disney+, Amazon Prime Video, Apple TV и Hulu.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega:

— Конкуренция между стриминговыми сервисами заставляет компании искать новые пути повышения лояльности аудитории. Один из таких путей, помимо качества видеоконтента, — попасть в смартфон пользователя в виде отдельной кнопки — иконки приложения. Стриминговые приложения привлекают пользователей тем, что пользователи могут смотреть любимые передачи, включая спортивные трансляции, в любом месте.

Неопределенность российских сервисов

Неопределенность российских сервисов

В России стриминговые сервисы тоже пережили бум на фоне карантинных ограничений, но эксперты пока высказываются не очень оптимистично. Весной 2020-го казалось, что сервисы для онлайн-просмотра вполне смогут потеснить классические кинотеатры.
Российский фильм «Спутник» в разгар карантина шумно стартовал исключительно на стриминговых сервисах, предвещая новую эру.

Но, оказалось, причина была в одном: фильм уже сняли, и надо выйти хоть где-нибудь. Как только кинотеатры снова открылись, пользователи стриминговых сервисов снова оказались перед выбором: «не хотите идти в кино — подождете пару месяцев».
Вносит свою лепту и традиционно высокий уровень пиратства.

Евгений Марченко, аттестованный финансовый консультант при финансовом университете правительства РФ, директор E. M. FINANCE

Евгений Марченко, аттестованный финансовый консультант при финансовом университете правительства РФ, директор E. M. FINANCE:

— У нас нет развитой культуры лицензионных медиа, и по окончании пандемии велика вероятность, что популярность официальных стриминговых платформ снизится. В развитых странах ситуация с точностью противоположна. Поэтому если и рассматривать инвестиции в данный вид бизнеса, то лучше обратить внимание на крупных игроков западных рынков. Тот же Disney продемонстрировал свою способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. Таким образом, если вы выбираете компанию для инвестиций под идею развития стриминговых сервисов, Apple и Netflix будут предпочтительнее нашего Яндекса.

И, конечно, не стоит забывать и недавнюю попытку пионера отечественного рынка стриминговых сервисов IVI выйти на IPO. Напомним, что разместиться на бирже компания, работающая с 2010 года, должна была уже сейчас, в начале 2021-го. Она даже подала заявку, но тут вдруг в Госдуму РФ внесли законопроект, ограничивающий долю иностранцев в онлайн-кинотеатрах. В результате IPO было перенесено на неопределенный срок. Потому что привлекать инвесторов из-за рубежа при серьезной опасности, что быть инвесторами им вскоре запретят, стало невозможно по определению. Сейчас ситуация по-прежнему в подвешенном состоянии: и законопроект не принят, и IVI не на бирже.

Здесь остается только порадоваться за зарубежные сервисы, которые определенно будут расти и дальше. Главное — при инвестициях стоит учитывать риск того, что некоторые из сервисов слишком переоценены на фоне пандемии и не смогут стать настолько прибыльными, сколько стоят сейчас. В любом случае стриминговая индустрия все равно перспективная — с этим не стал спорить ни один из опрошенных Финтолком экспертов.

Инвестировать
Найди свою тему