Пенсия.PRO
Помогаем Вам попасть в лучшее будущее
От соцсетей — к метавселенным. Марк Цукерберг объявил о переименовании компании Facebook в Meta, его конкуренты наперегонки заявляют о создании своих метавселенных, одна лучше другой. Финтолк объясняет, что это все значит и как заработать на новом тренде, который только-только зарождается.
Проще всего понять принцип метавселенной можно, посмотрев фильмы «Матрица», «Первому игроку приготовиться» или «Главный герой». Важно не путать с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию», где вся метавселенная существовала только в голове у Шурика и второй раз войти в нее было нельзя (вы же не видели фильм «Иван Васильевич-2»?).
Сам Марк Цукерберг описал главный принцип так: если на обычный интернет вы смотрите со стороны, то в случае с метавселенной вы находитесь в нем.
Можно сказать: «Да я же и так живу в интернете! Я открываю глаза утром и сразу открываю браузер, я голосом приказываю пылесосу убраться в комнате, этот ваш интернет и так окружает со всех сторон». Но все-таки это еще не вселенная. Вас с интернетом разделяет как минимум экран.
Тут как с компьютерными играми. Там вы можете со стороны смотреть за действиями своего персонажа и управлять им. В случае с метавселенной этим персонажем будете вы сами. В идеале — получив способность чувствовать абсолютно все, что чувствует он.
Сразу скажем: описать, как это будет выглядеть у того же Цукерберга, в деталях сейчас с уверенностью не может никто. Технологии еще только развиваются. Проблемы есть даже с видеокартами, способными в реальном времени отрисовывать картинку, неотличимую от реальности. Что уж говорить о разных датчиках, удобных очках виртуальной реальности, а главное, оборудовании, которое должно будет реалистично щипать вас, если в недрах метавселенной попался какой-нибудь гусь.
Тем не менее уже сейчас есть целый ряд дорогих проектов, называющих себя метавселенными. Уж больно модное слово, чтобы его не использовать. Правда, в основном эти проекты представляют собой просто видеоигры. Пусть продвинутые, но все-таки. Зато деньги там крутятся самые настоящие.
Яркие примеры — The Sandbox (что-то вроде старой-доброй Minecraft, но на блокчейне и с возможностью торговать NFT), Decentraland (платформа, состоящая из виртуальных участков земли, поделенных между людьми и компаниями) и другие. В последней даже на днях открыли ипотеку, чтобы легче было купить виртуальный участок за реальные деньги. Учитывая, что в 2015 году квадрат из пикселей там стоил 20 долларов, а сейчас 100 000, — выглядит заманчиво.
Впрочем, в общих чертах все это давно уже было: сетевым играм уже несколько десятков лет, да и продажа виртуальных активов из игр — явление совсем не новое. Да, и кредиты на их покупку уже тоже давно додумались брать, безо всяких стартапов. Настоящие метавселенные, какими их видит Марк Цукерберг, куда интереснее.
Главных концепций настоящей метавселенной две: VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность). Разницу проще всего понять на примере звонка другу. В случае с VR вы надеваете очки и перемещаетесь в какой-нибудь виртуальный конференц-зал, где видите цифровые аватары друг друга. То есть очки покажут только вымышленное пространство.
В случае AR цифровой двойник друга появится прямо в вашей комнате. Изображение будет наложено на реальный мир. Примерно как в популярной несколько лет назад игре про ловлю покемонов Pocemon Go. Такая метавселенная называется фиджитал.
Один из главных вопросов: будет ли метавселенная одной на весь мир, или все-таки их будет множество — каждая у своего собственника.
Основатель Facebook/Meta Марк Цукерберг заявляет, что его корпорация выступает за объединение усилий и создание единого виртуального мира, в котором всем найдется место. Но на практике конкуренция может внести свои коррективы. Мессенджеры тоже когда-то могли пойти по пути единого стандарта Jabber, где каждая компания могла запустить свой сервер, совместимый с другими. А в итоге приходится держать включенными все три самых популярных, потому что отправить сообщение из того же принадлежащего Цукербергу WhatsApp в Telegram Павла Дурова не выйдет. Вот тебе и единство.
«Сегодня мы воспринимаем метавселенную как что-то, что мы будем потреблять через знакомые нам гаджеты. Но завтра все может кардинально измениться. Тогда о какой централизации метавселенной идет речь? Facebook зайдет во все гаджеты? Скорее всего, нет. Вероятно, практически в каждой индустрии будут свои метавселенные с возможностями перехода из одной в другую. Например, Facebook огромный. Но мы же не пользуемся только этой социальной сетью», — подчеркивает основатель технологической компании Devar Андрей Комиссаров.
Интересно представить, и как метавселенные могут наложиться на российские реалии. Некоторые эксперты Финтолка считают, что до собственных метавселенных России пока далеко, и в обозримом будущем наши специалисты будут заниматься лишь доработкой существующих технологий, предложенных мировыми техногигантами.
«Первыми к будущим метавселенным приспособятся наиболее продвинутые пользователи, среди которых россиян — единицы, затем начнется формирование более массового целевого клиента, и это США, затем Китай. А мы, увы, будем адаптировать под себя их решения. Просто не успеем сделать и внедрить свое, опередят», — считает доцент программы «Цифровая экономика» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Алексей Гусев.
«Если же попробовать представить российскую метавселенную, разработкой которой может заняться Яндекс или Сбер, то там наверняка, помимо виртуальных магазинов, концертных площадок и других стандартных локаций, будут виртуальные центры „Мои документы“ и офисы госуслуг. Или виртуальные приемные чиновников. Но любые разговоры на эту тему пока что только фантазии: еще нет информации о том, что работы по созданию собственной метавселенной в стране действительно ведутся», — подчеркивает инженер по проектным решениям компании Acer в России Назир Наурзоков.
В метавселенные будут вкладывать огромные деньги. Только Meta собирается тратить на развитие собственной по 10 млрд долларов в год. Общий рынок метавселенных, по прогнозам аналитиков, через десять лет может стоить уже до 300 млрд долларов. Как получить свою долю в этом потоке, если ты не Марк Цукерберг?
Вариантов на самом деле несколько.
Первый и самый очевидный — овладеть специальностями, которые могут пригодиться при создании виртуальных миров. Среди них можно выделить три направления: творческое (дизайнеры, художники, аниматоры, геймдизайнеры, специалисты по 3D-графике и VR), инженерное (разработчики, аналитики) и маркетинговое (контент-менеджеры, специалисты по рекламе).
Второй — покупка предметов в виртуальном мире. Дело, конечно, рискованное — вполне может оказаться, что сейчас они переоценены и в будущем никому не понадобятся, как старые диски с играми или видеокассеты. К тому же легко вложиться в метавселенную, которая вдруг возьмет и не получит развития. Предсказывать тут довольно сложно — даже аналитики обходятся туманными прогнозами. Тем не менее крупные компании в подобное уже инвестируют.
«Уже сейчас в метавселенных продают и покупают виртуальную землю. Например, в ноябре 2021 года компания Republic Realm приобрела в метавселенной Sandbox участок стоимостью 4,3 млн долларов с целью дальнейшей перепродажи», — рассказывает инвестор и визионер Сардар Сардаров.
И, наконец, третий вариант — вложиться на бирже в компании, которые так или иначе имеют отношение к созданию метавселенных. И смогут, соответственно, подорожать при их развитии.
Андрей Кипа, генеральный директор консалтинговой компании «Талер Инвест»:
— Самый простой способ инвестирования заключается в покупке паев биржевого фонда Metaverse ETF, которые предлагает компания Roundhill Investments. Если говорить о конкретных бумагах, то стоит обратить внимание на Matterport.inc, компанию, которая переносит реальные предметы (недвижимость) в цифровой мир. Вторая компания, представляющая интерес с точки зрения инфраструктуры метавселенных, это Unity. Она предоставляет возможность разработчикам создавать и монетизировать игры и цифровой контент для разных платформ. 60 % современных игр созданы при поддержке Unity.
Иван Капустянский, независимый финансовый советник:
— Другой вариант — это инвестировать в акции компаний, которые ведут разработки в данном направлении. Среди пионеров можно выделить Facebook, которая даже сменила название на Meta (NASDAQ: FB), Microsoft (NASDAQ: MSFT), планирующую перенести в метавселенную игры для Xbox. Кроме того, стоит обратить внимание на компании Roblox (NYSE: RBLX), Tencent (HKEX: 700), Amazon (NASDAQ: AMZN), Snap (NYSE: SNAP), Nvidia (NASDAQ: NVDA). Они также занимаются развитием темы метавселенной.
В целом стоит учитывать, что о метавселенных (пусть и под другими названиями) говорят уже много лет, но технологии в этом направлении движутся медленнее прогнозов. Например, свои очки дополненной реальности Google представляла еще в 2012 году — а спустя три года прекратила их выпуск. Хотя, казалось бы, вот оно, работающее устройство.
Поэтому, с одной стороны, то, что Facebook ради собственной метавселенной даже переименовался и всерьез собирается вкладывать в ее развитие огромные деньги, обнадеживает. А с другой, все обещания пока лучше делить на два — слишком много еще предстоит сделать.